Ученые нашли у человека способность к регенерации, как у ящерицы

14 октября 2019

Человеческий организм способен «отращивать» новые хрящи в суставах, выяснили ученые из Университета Дьюка. Исследователи собрали образцы хрящевой ткани у 18 человек и провели анализ химических модификаций белков и аминокислот.

Ученые нашли у человека способность к регенерации, как у ящерицы

Оказалось, что в некоторых суставах обновление хряща происходит на протяжении всей жизни. При этом в разных частях тела регенерация протекает с разной скоростью. Например, в голеностопном суставе хрящи обновляются намного быстрее, чем в коленном и тазобедренном. Это может объяснить, почему травмы голеностопа быстрее заживают и реже становятся причиной развития артрита, а повреждения коленей и бедер требуют длительной реабилитации и вызывают тяжелые осложнения.

Процесс регенерации хрящей регулируют особые молекулы — микро-РНК. Они очень активны у существ, известных своими способностями к самовосстановлению: саламандр, ящериц, рыбок данио-рерио. Присутствие в теле человека таких молекул можно считать своего рода рудиментом. Биологи надеются, что их открытие поможет избавить людей от артрита, а в перспективе поспособствует созданию новых технологий, которые позволят «выращивать» ампутированные конечности.