Раскрыт секрет самой прочной паутины

29 июля 2019Обсудить

Американские ученые из Массачусетского университета Лоуэлла и их словенские коллеги из Национального института биологии выяснили, что делает ловчие сети мадагаскарского паука Дарвина (Caerostris darwini) самыми крепкими в мире.

паук

Он плетет паутину, длина нитей которой достигает 25 метров. Она в 10 раз прочнее кевлара — ткани из синтетического волокна, из которой делают бронежилеты и армированные автомобильные шины. При этом нити ловчих сетей дарвиновских пауков могут растягиваться почти в два раза при попытке их порвать. Специалисты расшифровали геном насекомого и открыли уникальный белок, благодаря которому он и плетет свои сверхпрочные сети. Частицы этого белка играют в паутине роль пружин, которые помогают растягиваться, сохраняя целостность общей структуры.

Есть у паука Дарвина еще одна особенность. Его прядильные органы обладают необычно большой длиной и устроены несколько иначе, чем у других пауков. По словам самих ученых, их исследование открывает путь к созданию синтетических материалов, равных по прочности самому стойкому биоматериалу на планете. Новинку возможно будет использовать в медицине и в строительстве.