Команда ученых решила проверить действенность способа мумификации, изложенного древнегреческим историком Геродотом, жившим в V веке до нашей эры. Для этого исследователи попытались мумифицировать ногу молодой женщины в лаборатории Цюрихского университета (Швейцария).

Согласно «рецепту» Геродота, бальзамировать умерших начинали с удаления внутренних органов, сохраняя кости. Затем стерилизовали грудную и брюшную полости, после чего тело помещали в соленую жидкость, содержащую натрон (смесь карбоната и бикарбоната натрия, вытягивающая жидкость из тканей и предотвращающая размножение бактерий). Наконец, тело оборачивали полосками льна и укладывали в могилу.

Ученые провели эксперимент только на конечности, так как мумифицировать труп значительно сложнее из-за необходимости извлечения внутренних органов. Одну ногу ученые мумифицировали изложенным выше способом, а другую — с помощью сухого жара. Во втором случае эксперимент не удался и был приостановлен. Мумификация же первым способом прошла успешно. Каждые два-три дня антропологи брали пробы тканей и изучали их под микроскопом и при помощи рентгена, а также анализировали ДНК. При этом процесс занял 208 дней (около семи месяцев), в то время как, по Геродоту, древние египтяне «справлялись» за два месяца.

Ученые объяснили такое расхождение в сроках мумификации различными условиями среды: в сухом климате Египта процесс проходил быстрее, чем в прохладной лаборатории.

Соляной раствор успешно впитал всю жидкость из мягких тканей ноги, не дав бактериям и грибам запустить процессы разложения. Рассмотрев ткани кожи и мышц под микроскопом, ученые подтвердили их сохранность.

Современные методы диагностики позволяют больше узнать о древних людях. Так, американские и египетские ученые обследовали останки 52 мумий. У более половины из них было обнаружено склерозирование артерий. Среди мумий была и мумия египетской принцессы, которая жила 3500 лет назад и, как выяснили ученые, страдала заболеванием сердца, из-за чего нуждалась в операции.