Сегодня говорим о тренде, который вызывает немало споров: ностальгии зумеров по девяностым, нулевым и советскому прошлому, в котором они никогда не жили.
Многие записывают это явление в разряд безобидной моды или, напротив, поверхностного эскапизма. Однако изучая внутренний мир зумеров, эксперт Дана Янсон пришла к выводу, что за этим увлечением скрывается нечто гораздо более глубокое и осмысленное. Это не просто «старые песни о главном», а зачастую — осознанный культурный, а порой и экзистенциальный выбор, который ставит под сомнение привычные взрослым парадигмы.
Разбираемся, в чем истинные предпосылки этой «непожитой ностальгии» и где кроются ее реальные вызовы, вместе с Даной Янсон, психоаналитиком, кандидатом психологических наук, основателем платформы профессиональной онлайн-психотерапии proEgo.
Нестабильный мир и острый ум: почему зумеры ищут новое в старом?
Поколение Z выросло в уникальной, турбулентной среде: с одной стороны, они имеют мгновенный доступ ко всей информации мира и владеют инструментами искусственного интеллекта, способными перевернуть будущее.
С другой — они столкнулись с беспрецедентной неопределенностью: климатические катастрофы, пандемии, экономическая нестабильность, геополитические конфликты, информационный хаос и постоянное давление «достигаторства» в условиях глобального капитализма.
Именно этот фундаментальный опыт нестабильности и отсутствия ясных перспектив заставляет их искать опоры. Но не в слепом копировании, а в критическом осмыслении прошлого.
Они не просто «потребляют» ностальгию — они ее анализируют, иронизируют, переосмысливают и используют как инструмент для формирования собственной, уникальной субкультуры.
Для них «Москва слезам не верит» и «Восьмидесятые» — это не просто фильмы, но и эстетика, которая контрастирует с современным рафинированным миром. Пленочные фотоаппараты и «бабушкина еда» — не только ретро, но и символ подлинности, тактильности, замедления в эпоху бесконечных цифровых фильтров и быстрой еды. Это способ установить контакт с реальностью через артефакты, несущие в себе историю и человечность.
Ностальгия как бунт: ирония против общества потребления
Ностальгия зумеров — это часто бунт против навязанного общества потребления.
И вот как им помогает возвращение к временам, в которых они никогда не жили.
Тонкий сарказм и контринтуитивная логика. Использование эстетики нулевых или советских традиций — ироничный жест.
Зумеры осознанно выбирают то, что может показаться «немодным» или «странным» для старшего поколения, тем самым подвергая сомнению ценности, которые это старшее поколение им транслирует. Это их способ сказать: «Наши ценности не в материальном». Это осознанное противопоставление.Акцент на человечность и искренность. Многие зумеры интуитивно чувствуют недостаток подлинных связей и искренности в современном цифровом мире.
Ностальгия по временам, когда люди больше ценили личное общение, взаимовыручку, душевное тепло, не является бегством. Это активный поиск тех самых фундаментальных человеческих ценностей, которые, как они видят, были в прошлом.Опора в смыслах, а не в вещах. Зумеры не ищут опору в материальных предметах, пафосе или достигаторстве. Они ищут глубокие смыслы: веру, дружбу, любовь, смысл жизни.
Именно эти ценности, которые они, возможно, черпают из рассказов родителей или исторических источников, воспринимаются ими как надежный фундамент в мире. Для них это нечто непоколебимое, что стоит над всеми кризисами.
«Минусы» или вызовы для общества?
Если рассматривать «непожитую ностальгию» как пассивный уход от реальности, то, конечно, можно найти минусы. Но если мы примем, что это активная стратегия адаптации и поиска идентичности, то «минусы» трансформируются в вызовы для нас, более старших поколений:
Вызов к переосмыслению истории: когда зумеры с неподдельным интересом изучают советское прошлое, они не обязательно идеализируют его. Они ищут человеческую теплоту отношений, социальную защищенность, идею общности, которые, возможно, были более выражены, чем в современном индивидуалистическом обществе.
Утверждение, что «никто не жил за чертой бедности и все имели необходимый минимум», для них не отрицание недостатков, а акцент на определенных ценностях, которые они считают утерянными. Для нас это призыв не критиковать их за «незнание», а вступить в диалог, показывая всю сложность и двойственность прошлого, но признавая и те ценности, которые они в нем находят.Вызов к обновлению ценностей: если зумеры ищут опору в прошлом, это означает, что современное общество не предлагает им достаточно убедительных и глубоких ценностей. Их «ностальгия» — это сигнал о потребности в искренности, подлинности, сообществе и смысле, который мы, старшее поколение, должны услышать и начать формировать в настоящем.
Вызов к открытости и доверию: нам важно не инфантилизировать зумеров, не думать, что они «просто играют в старое». Их высокий интеллект и умение работать с новыми технологиями дает им инструменты для выведения прогресса на абсолютно новый уровень. Но для этого им нужна не критика, а доверие, поддержка и понимание их поиска фундаментальных истинных опор.
Новое поколение — новая парадигма
«Непожитая ностальгия» зумеров — не просто модный тренд, а манифест нового поколения. Это их способ осмыслить мир, найти в нем свою уникальную роль и построить фундамент для будущего. Они ищут опоры, в том числе для беспрецедентного скачка вперед.
Помочь зумерам интегрировать их уникальный опыт, любовь к подлинности и стремление к фундаментальным ценностям в построение будущего.
Ведь именно в этой синергии прошлого, настоящего и будущего, осознанно выбранной этим поколением, и кроется истинный потенциал для развития человечества.
