Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Закон и справедливость: истории успеха 7 первых женщин-адвокатов

Преодолевая предрассудки, эти пионерки юридической профессии доказали свое право на успех

18 июня 2025Обсудить
«Юстиция». Огюст Бернар д'Ажеси, 1794 | Источник: Wikimedia Commons

«Юстиция». Огюст Бернар д'Ажеси, 1794

Источник:

Wikimedia Commons

История юриспруденции традиционно ассоциируется с доминированием мужчин, однако женщины на протяжении многих лет играли важную роль в ее формировании и развитии. Условия патриархального общества, часто ограничивающего права женщин, не стали препятствием для научной и профессиональной самореализации выдающихся женщин-юристов. Многие из них оставили незабываемый след в истории юриспруденции. Их жизни и достижения служат напоминанием о том, насколько важен вклад женщин в развитие права, и продолжают вдохновлять новые поколения женщин-юристов.

Мария Пеллегрина Аморетти

Первая женщина-доктор права в Италии

Мария Пеллегрина Аморетти, родившаяся 12 мая 1756 года в итальянском городе Онелья, была племянницей итальянского ученого и просветителя Карло Аморетти и получила блестящее классическое образование.

Безусловно, в процессе работы Аморетти сталкивалась с трудностями, вызванными преобладающими сексистскими установками своего времени. Тем не менее, в 1777 году, в возрасте двадцати одного года, она успешно завершила обучение в Университете Павии и стала третьей женщиной в Италии, удостоенной ученой степени, после Элены Лукреции Корнаро и Лауры Батти, и первой женщиной, получившей диплом в области права.

Аморетти активно вовлекалась в общественную жизнь, выступая за права женщин на заседаниях Конституционного клуба в Милане. Она стала одной из первых женщин-активисток своего времени, борющихся за равные права для женщин и улучшение их положения в обществе.

Аморетти умерла в возрасте 31 года, но после себя оставила рукопись о законах о приданом и о браке по римскому праву «De jure Dotium apud Romanos», которая была опубликована посмертно в 1788 году ее дядей Карло Аморетти.

Белва Энн Беннет Локвуд

Одна из первых женщин-юристов Америки, поборница женского равенства

Американка Белва Энн Беннет Локвуд состоялась как выдающийся юрист и политик, а к своим профессиональным вершинам она поднималась от низов. Родившаяся 24 октября 1830 года в Роялтон, штат Нью-Йорк, в фермерской семье, в 18 лет она выходит замуж за Урию МакНэлла, фермера, проживавшего рядом. Но счастье было недолгим: в 1853 году, всего через три года после того, как на свет появилась их дочь Лура, Урия скончался от туберкулеза.

Белва поняла, что для обеспечения достойной жизни своей дочери ей необходимо образование. Несмотря на все жизненные трудности, Белва поступает в методистскую семинарию Дженеси Уэслиан, а затем переводится в колледж Дженеси (на основе этого учебного заведения впоследствии был создан один из крупных университетов США — Сиракузский). Без поддержки близких, с маленьким ребенком на руках, в 27 лет она она получила степень бакалавра.

Белва Энн Беннетт Локвуд, около 1880 | Источник: Wikimedia Commons

Белва Энн Беннетт Локвуд, около 1880

Источник:

Wikimedia Commons

Именно тогда, общаясь с профессорами и другими студентами, наша героиня впервые заинтересовалась юриспруденцией. А еще, познакомившись с активисткой Сьюзан Б. Энтони, боровшейся за права женщин, поняла, насколько несовершенное образование дает девочкам обычная программа женских школ. После получения диплома она посвятила себя преподавательской деятельности.

В 1866 году Белва и ее дочь Лура переезжают в Вашингтон, округ Колумбия, — Белва была уверена, что именно в Вашингтоне у нее будет больше возможностей для продвижения по юридической лестнице. Она открыла частную школу совместного обучения мальчиков и девочек, хотя в середине 1860-х годов это было необычно: большинство школ выступало за раздельное обучение по половому признаку. И параллельно продолжала изучать право.

В 1868 году Белва снова вышла замуж. Ее избранник — баптистский священник Иезекииль Локвуд — активно поддерживал стремление своей жены изучать право и поощрял интерес к другим предметам. Тогда в обществе на женщин, увлекавшихся юриспруденцией, смотрели в лучшем случае как на чудачек. Только настойчивость и целеустремленность помогли Белве в 1871 году поступить в Национальную юридическую школу. В 1873 году она защитила курсовую работу, но диплом не получила — женщинам его не выдавали.

Но Локвуд не была бы самой собой. Она написала письмо напрямую президенту Улиссу С. Гранту, добиваясь справедливости — и президент ее поддержал. В сентябре того же года Белва получила диплом бакалавра права и стала членом коллегии адвокатов округа Колумбия. Казалось бы, новый статус открывал ей все двери, однако Белве приходилось сражаться и с коллегами мужского пола, которые отказывали ей даже в праве произносить речь в зале суда.

Выпуск газеты «Равные права», которую Белва Локвуд выпускала вместе с соредактором Мариэттой Стоу, 1885 | Источник: Gado Images via Leion Media

Выпуск газеты «Равные права», которую Белва Локвуд выпускала вместе с соредактором Мариэттой Стоу, 1885

Источник:

Gado Images via Leion Media

И все же она вела дела и выигрывала их. Кроме того, она активно участвовала в разработке законодательства, направленного на равенство оплаты труда и большую правовую защиту замужних женщин и вдов. А еще боролась за право на практику для квалифицированных женщин-адвокатов в федеральных судах. И в результате в марте 1879 года была принята в адвокатуру Верховного суда США, что ознаменовало собой важную веху в истории прав женщин, — свое первое дело она представила в Верховном суде в 1880 году.

Локвуд была настолько активной и целеустремленной, что вошла в историю, став первой женщиной, баллотировавшейся на пост президента Соединенных Штатов. В качестве кандидата от Партии равных прав она предлагала свою кандидатуру на президентских выборах 1884 и 1888 годов. Да, она не победила. Но ее программа помогла повысить осведомленность о женских проблемах и бросила вызов общественным нормам.

Кроме защиты прав женщин, Локвуд также активно поддерживала права меньшинств. По ее ходатайству в коллегию адвокатов Верховного суда был принят один из первых чернокожих юристов, Сэмюэл Лоури.

В 1906 году Локвуд представляла целый индейский народ в деле «Соединённые Штаты против нации чероки». Ей удалось добиться выплаты по иску на пять миллионов долларов, одному из крупнейших на тот момент, который индейское племя подало против правительства за отобранные у него земли. Кроме того, до самой смерти (в 1917 году) она вела общественную работу ради мира во всем мире.

Белва Локвуд в окружении общественных деятелей, начало XX века | Источник: Legion Media

Белва Локвуд в окружении общественных деятелей, начало XX века

Источник:

Legion Media

В честь одной из выдающихся женщин Нового Света благодарные сограждане называли не только дочерей, но и целые города, а также в 1940-е по морям ходило торговое судно «Белва Локвуд».

Анна Михайловна Евреинова

Пионер юриспруденции в России

Анна Михайловна Евреинова, родившаяся 4 (16) июня 1844 года в Санкт-Петербурге, была первой женщиной-юристом в стране, удостоенной ученой степени доктора права.

С самого раннего возраста Евреинова проявляла интерес к идеям, связанные с нигилизмом и женской эмансипацией. Образование, полученное в Санкт-Петербургском Патриотическом женском институте и в пансионе Е. П. Заливкиной, стало началом ее академического пути. Она понимала, что высшее образование сможет получить только за границей (ее подруга, Софья Ковалевская, незадолго до того ради поступления в университет уехала в Германию, сочетавшись фиктивным браком). Однако отец был категорически против и не давал ей паспорта.

В результате границу она переходила пешком. Разъяренный отец подал жалобу в III отделение Собственной Его Императорского Величия канцелярии (высший орган политической полиции Российской империи в правление Николая I и Александра II с 1826 по 1880 годы), чем вызвал массу пересудов в Петербурге.

В Гейдельберге под руководством ведущих профессоров она изучала юриспруденцию и в 1873 году, защитила докторскую диссертацию по международному праву.

Анна Евреинова | Источник: UtCon Collection via Legion Media

Анна Евреинова

Источник:

UtCon Collection via Legion Media

Вернувшись в Россию, Евреинова окунулась в научную и общественно-политическую жизнь. Она изучала обычаи славян и права женщин, ездила в Польшу и Чехию. В своих исследованиях она подчеркивала важность народных обычаев в праве, что позволило ей внести новое слово в юридическую практику, публиковалась в «Журнале гражданского и уголовного права» и в издании «Друг женщин».

Анна активно делилась своими исследованиями, выступая на заседаниях Московского юридического общества и Юридического общества при Санкт-Петербургском университете, представляя доклады о южнославянском праве. Вскоре она была избрана председателем специальной комиссии по его изучению.

С начала 1880-х годов Евреинова принимала участие в редакционных проектах и общественно-политической жизни, занимала пост редактора в журнале «Северный вестник», который стал одним из ключевых изданий либерального народничества в России. Там она публиковала статьи «О значении и пределах обычного права при разработке отдельных институтов гражданского уложения» (1883).

Борьба за права женщин оставалась в центре ее деятельности. Она активно публиковалась в феминистских изданиях и выступала на женских съездах, представляя интересы российской женской общности. В начале XX века ее выступления о проблемах международного права и неравенства женщин, состоявшиеся на международных платформах, подчеркивали ее неизменную приверженность феминистскому движению. Этим она вдохновила множество женщин, стремящихся к изменению своего положения в обществе.

Элизабет (Лиззи) ван Дорп

Феминизм и семейные ценности

Элизабет ван Дорп родилась в 1872 году. В то время женщины в Европе только начинали занимать позиции в традиционно мужских сферах. Она смогла добиться значительных успехов, став второй женщиной в Нидерландах с докторской степенью по праву, и первой женщиной, открывшей собственную юридическую практику.

Она изучала право в Лейденском университете и 7 июля 1903 года получила докторскую степень, защитив диссертацию под названием «Возмещение ущерба при уничтожении или повреждении имущества государственными органами», в которой она выступала против запрета на труд замужних женщин.

Элизабет ван Дорп, 1938

Элизабет ван Дорп, 1938

И все же ван Дорп стремилась поддерживать баланс между правами женщин и соблюдением традиционных социальных норм. Ее феминистская позиция, хотя и предполагала активное участие женщин в общественной жизни, отвергала идеи о необходимости обязательной трудовой деятельности для замужних женщин.

Она акцентировала внимание на сакральности института семьи, утверждая, что замужние женщины должны заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей, оставляя при этом за собой право на активное участие в общественной жизни. Это противоречие между акцентом на семейной роли женщины и поддержкой прав стало одной из основных тем в ее юридической практике.

Среди ее ярких работ можно отметить «Практические мнения о социальном значении труда замужней женщины и о позиции, которую должно занять правительство в этом вопросе» (1910 год), «Ни коммунизм, ни диктатура, политическое предложение» (1937).

В юриспруденции Элизабет ван Дорп проявила себя как защитница прав детей и женщин, и как противница тех социальных предпосылок, которые препятствовали их реализации. В качестве успешной адвокатессы, она выступала за повышение правового статуса женщин, добиваясь юридического равенства, особенно в вопросах, касающихся избирательных и имущественных прав.

Элизабет активно применяла свои знания на практике и выступала в суде от имени женщин и детей. Ее выступления стали одними из первых примеров подобной адвокатуры в Нидерландах. Она уверенно справлялась с давлением, которое ей пришлось выдерживать как женщине-адвокату, и добилась признания в профессиональных кругах.

После смерти матери в 1935 году Ван Дорп переехала в Англию. Там она написала свою книгу «Простая теория капитала, заработной платы, прибыли и убытков, новый социальный подход к проблеме экономического распределения».

К концу 1930-х годов она стала заядлой путешественницей, побывала в Швейцарии и Турции. А затем отправилась в Голландскую Ост-Индию, на родину своей матери. И в 1941 году была интернирована японскими оккупационными войсками.

Ван Дорп умерла «от истощения» 6 сентября 1945 года в японском лагере для интернированных Банджо Биро на Яве — через три недели после капитуляции японских войск и через день после своего 73-летия.

Наследие Элизабет ван Дорп в области юриспруденции и феминизма отражает широкий спектр социальных и правовых изменений начала XX века. Она представляла собой не только юриста, но и активного участника движения, стремившегося улучшить социальный статус женщин в контексте их роли как в обществе, так и в семье.

Ада Эмили Эванс

Пионерка права в Австралии

Ада Эмили Эванс, родившаяся в 1872 году, стала первой женщиной в Австралии, получившей степень бакалавра права. После завершения обучения в Университете Сиднея в 1895 году Эванс поступила в юридическую школу Университета столицы. Однако декан юридической школы выразил сомнение в правильности ее выбора и предложил рассмотреть медицину как более подходящую профессию. Тем не менее слова декана не сломили Эванс, и она продолжила свое обучение.

Ада Эмили Эванс  | Источник: Wikimedia Commons

Ада Эмили Эванс

Источник:

Wikimedia Commons

Чуть позже Ада столкнулась с новой проблемой, когда пыталась зарегистрироваться в качестве студентки-юриста (ассистента) в Верховном суде Нового Южного Уэльса. Регистрация была отклонена — в то время женщинам было законодательно запрещено осуществлять юридическую деятельность.

Тем не менее Эванс успешно завершила обучение и в декабре 1902 года стала первой женщиной в Австралии, получившей степень бакалавра права. Однако ее дальнейшие попытки достичь адвокатского статуса вновь оказались безуспешными — законодательно установленные ограничения продолжали дискриминировать женщин. Но она не теряла надежды. Активно участвовала в борьбе за права женщин в юридической профессии, сотрудничая с другими активистами и женскими организациями, направленными на изменение существующих норм.

Со временем усилия Эванс стали приносить плоды. Ее настойчивость и стремление к справедливости способствовали изменению общественного мнения о роли женщин в праве. В 1918 году Парламент Нового Южного Уэльса принял закон, позволяющий женщинам заниматься юриспруденцией. Спустя три года Ада Эванс вошла в историю как первая женщина, принятая в адвокатскую коллегию Нового Южного Уэльса.

Параллельно Эванс редактировала еженедельную женскую колонку в газете Australian Star. Основная мысль ее работ: «правда и доброта являются необходимыми составляющими человеческого счастья».

Достижения Эванс признали и оценили. В 1998 году сиднейский адвокат Майкл Максвелл открыл специализированную адвокатскую палату в Центре Сиднея в ее честь. Открытие палаты состоялось 20 ноября 1998 года под председательством почетной судьи Мэри Гордона, первой женщины-судьи Верховного суда Австралии, что символизировало увековечение наследия Ады Эмили Эванс и её значимость для развития юридической профессии в Австралии.

На открытии присутствовала Кэтрин Морган (урожденная Эванс), адвокат, получившая лицензию в 1989 году, — двоюродная правнучка Ады.

Чжэн Юйсю

Революционерка из Китая

Чжэн Юйсю, родившаяся в 1891 году в уезде Синьань, с раннего возраста демонстрировала свое стремление к свободе. Несмотря на условия социальной и культурной иерархии позднецинской эпохи, когда традиционные нормы ограничивали женские возможности, она решительно отвергала предопределенную ей судьбу.

Чжэн Юйсю, 1919 | Источник: Wikimedia Commons

Чжэн Юйсю, 1919

Источник:

Wikimedia Commons

В возрасте 13 лет, вопреки давлению стереотипов, Чжэн отказалась от бинтования ног, увидев, как эта традиционная практика повлияла на ее мать, которая в детстве уже проходила эти обряды… В результате, родители отдали ее в церковную школу для девочек, дабы обуздать характер.

После обучения в школе Чжэн направила все свои силы на получение высшего образования. Учеба в Парижском университете, в результате которой она стала первой женщиной в Китае, получившей степень доктора наук, помогла начать карьеру юриста и судьи в Шанхае.

Помимо своей юридической деятельности, Чжэн Юйсю активно участвовала в общественной жизни и политике, выступала за права женщин, разрабатывала реформы и законопроекты, касающиеся семейных отношений. Ректорство в Пекинском женском педагогическом университете стало важным вкладом в образование женщин и расширение их возможностей. В сотрудничестве с другими женщинами-юристами, она способствовала тому, что традиционные гендерные роли постепенно менялись.

Важным событием ее карьеры стало участие в Парижской мирной конференции — она стала одной из первых китаянок, активно вовлеченных в международную политику. И даже сыграла важную роль в историческом событии.

В готовящемся Версальском мирном договоре одной из статей предусматривалась передача спорной территории провинции Шаньдун Японии — в то время как китайский народ боролся за суверенитет и надеялся на возвращение своих неправомочно отторгнутых земель.

Активная позиция присоединившейся к протестам Чжэн — она даже дежурила с соратниками у резиденции главы китайской делегации Лу Чжэнсяна в ночь перед исторической церемонией — повлияла на итоговое решение китайцев. В результате 28 июня 1919 года Китай стал единственной страной, не подписавшей Версальский договор.

В 1926 году Чжэн получила докторскую степень по юриспруденции на юридическом факультете в Париже. Чжэн и ее сокурсник и партнер по юридической практике Вэй Дао-мин основали юридическую практику в Шанхае. В конце 1920-х годов Чжэн и Вэй поженились.

Чжэн выступала за то, чтобы у женщин был выбор в браке и право на развод. В начале 1930-х годов она включила эти права в Гражданский кодекс Китайской Республики.

После завершения политической карьеры Чжэн Юйсю переселилась с мужем в Бразилию, а затем в Соединенные Штаты. Несмотря на личные трудности, она поддерживала связи с китайской иммигрантской общиной, продолжая организовывать мероприятия, посвященные обсуждению достижений и воспоминаний о жизни соотечественников.

Мунира Табит

Голос женщин в арабском мире

Мунира Табит, ключевая фигура в истории египетской журналистики и феминистского движения, родилась в 1902 (или 1906) году в Александрии в образованной семье. С ранних лет она стремилась к знаниям и социальной справедливости — это и предопределило ее дальнейший путь.

Получив образование в итальянской школе, Табит поступила во Французскую юридическую школу в Каире и стала первой женщиной в Египте, получившей юридическое образование.

Мунира Табит | Источник: Wikimedia Commons

Мунира Табит

Источник:

Wikimedia Commons

Несмотря на ее успехи в юридической сфере, общественные нормы вынудили ее переориентироваться на журналистику как средство реализации своих идеалов о равенстве. Мунира осознавала, что слова — мощный инструмент для привлечения внимания к вопросам социальной несправедливости и правам женщин в условиях патриархального общества.

В 1925 году она основала журнал «l’Espoir», чуть позже первое женское периодическое издание, поддерживающее движение Вафд, совместно с журналистом Абд аль-Кадиром Хамзой.

В 1930-е годы Табит активно участвовала в Египетском Союзе Феминисток, выступая за полное политическое и социальное равенство женщин. Одним из значительных вкладов Табит стало издание своих мемуаров в 1946 году под названием «Революция в башне из слоновой кости», в которых она освещала как свои достижения, так и проблемы, с которыми сталкиваются женщины в борьбе за политические права.

Она активно влияла на формирование общественного мнения через множество статей, осуждая соглашения, игнорирующие интересы египетского народа. Табит служила не только голосом для женщин своего времени, но и важным защитником прав человека.

В 1956 году, в условиях Суэцкого кризиса, активно участвовала в гражданской обороне. Однако подобная деятельность не осталась незамеченной властями, что в итоге привело к закрытию её журнала в 1960 году.

Покинув мир в сентябре 1967 года, Мунира Табит оставила богатое наследие, которые продолжают вдохновлять женщин и активистов в их стремлении к равенству и справедливости в современном обществе.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения