Огромные круизные лайнеры могут стоить сотни миллионов долларов, а на их строительство уходят годы. Но даже самые роскошные суда не вечны — приходит момент, когда корабль устаревает морально или физически изнашивается. Тогда владельцы решают его судьбу: одни лайнеры распиливают на металлолом, другие продают компаниям, которые продолжают возить пассажиров под новым брендом.
Но есть и третий путь — самый интересный. Некоторые суда получают совершенно новую роль: превращаются в отели, музеи или даже временные больницы. Vokrugsveta.ru собрал несколько примеров того, как списанные корабли обретают вторую жизнь — и продолжают служить людям, хоть и совсем по-другому.
Плавучие отели для туристов
По сути многие лайнеры уже и есть плавающие отели с каютами, ресторанами, барами и бассейнами. Неудивительно, что некоторые суда после списания остаются гостиницами, только уже не передвигаются.
Самые известные примеры — британские корабли Queen Mary и Queen Elizabeth 2. «Королева Мэри» работала с 1936 по 1967 год, перевозила более двух миллионов пассажиров, а во время Второй мировой служила войсковым транспортом.
Queen Mary в городе Лонг-Бич в 2025 году / Queen Mary в гавани Нью-Йорка 20 июня 1945 года
- Источник:
- Chizhevskaya Ekaterina/Shutterstock/Fotodom.ru, USN/Wikimedia Commons
После списания город Лонг-Бич в Калифорнии купил судно и превратил его в целый город на воде с отелем, ресторанами, магазинами и музеем. Там есть даже церковь и свадебная часовня. За 54 года на корабле побывало свыше 50 миллионов посетителей. Сегодня гости могут забронировать одну из 347 оригинальных кают и переночевать на легендарном лайнере.
Queen Elizabeth 2 отправили на пенсию в 2008 году после 41 года службы. Судно выкупил Дубай за 100 миллионов долларов и переоборудовал в плавучий отель на 447 номеров. Сейчас это единственная гостиница на воде в эмирате — там сохранились шесть ресторанов и театр.
Queen Elizabeth 2 в 2020 / Queen Elizabeth 2 в 1977
- Источник:
- Balou46/Wikimedia Commons, Old-Time Images/Legion Media
Практика использования лайнеров как временного жилья тоже не редкость. Например, на Олимпиаде в Сочи в 2014 году несколько круизных судов пришвартовали в порту, чтобы разместить гостей и спортсменов. А в 2022-м Катар нанял три корабля MSC — World Europa, Poesia и Opera — под временные отели для болельщиков Чемпионата мира по футболу.
Музеи на воде и на суше
Превратить старое судно в музей дорого и сложно — нужно постоянно ремонтировать и обслуживать корпус, который разрушается от воды и времени. Поэтому музеями становятся единицы: либо корабли с важной историей, либо те, которым просто повезло.
Несколько известных кораблей-музеев есть и в России. Например, научное судно «Витязь» в Калининграде — бывший немецкий теплоход, который после войны перешел СССР. С его борта измерили глубину Марианской впадины — 11 022 метра. За 18 лет «Витязь» совершил 65 экспедиций, и именно его данные легли в основу современных карт глубин океанов. Сегодня на корабле работает музей с лабораториями, экспонатами морской фауны и гостевыми каютами, где можно переночевать.
Атомный ледокол «Ленин» в Мурманске — первое в мире судно с ядерной установкой. Он мог проходить сквозь двухметровый лед и работать без дозаправки месяцами, в отличие от дизельных ледоколов. 30 лет «Ленин» провожал грузовые корабли через Арктику и участвовал в экспедициях. Теперь это музей, где показывают машинное отделение, пульты управления с массивными кнопками и даже макеты урановых стержней за освинцованным стеклом.
Временные больницы в кризисные моменты
Круизные суда иногда используют как экстренные медицинские центры. В 2020 году, когда пандемия COVID-19 накрыла Италию, компания MSC лайнер Splendid в плавучий госпиталь. Судно пришвартовали в порту Генуи и разместили там 400 дополнительных больничных коек. На корабле даже обустроили вертолетную площадку, чтобы доставлять медиков и пациентов. Это помогло разгрузить переполненные больницы северной Италии в самый тяжелый период эпидемии.
Carnival Corporation в то время предлагала правительствам использовать свои суда как временные клиники для пациентов без коронавируса — чтобы освободить место в обычных больницах. Правда, эксперты спорили, насколько круизные лайнеры подходят для лечения большого количества людей. Например, госпитальный корабль ВМС США USNS Comfort в Нью-Йорк с тысячей коек, но пациентов там оказалось меньше, чем ожидали.
Приюты для пострадавших от стихии
Когда в 2005 году ураган Катрина обрушился на юго-восточное побережье США, погибло 1800 человек, еще тысячи остались без крова. Carnival выделила два своих лайнера — Ecstasy и Sensation — для временного размещения пострадавших.
Суда пришвартовали в Новом Орлеане и разместили там почти 4000 городских работников — полицейских, пожарных и их семьи. Правда, не обошлось без проблем: часть эвакуированных заселяться на корабли. Людям нужно было ощущение нормальности, а не жизнь на судне с огромными красными буквами на борту.
Несколько месяцев спустя похожую историю повторили в Турции после разрушительного землетрясения — роскошный лайнер превратили в убежище для более чем тысячи человек.
Британский Красный Крест, впрочем, предупреждал: круизные суда не очень подходят для размещения людей, потерявших дома. Многие каюты без окон, условия далеки от нормальных, а психологически такое жилье давит на человека.
Искусственные рифы для морской жизни
Некоторые старые суда получают последнюю роль под водой. В 2019 году круизный лайнер American Glory специально у побережья Делавэра — он стал одним из искусственных рифов штата. Затонувшие корабли привлекают рыб, которым нужны вертикальные поверхности для жизни — например, атлантических пагуаров и спинороговых.
American Glory построили в 2002 году, он возил пассажиров вдоль восточного побережья США, пока не завершил работу в 2017-м. Теперь 61-метровое судно лежит на дне вместе с сотнями списанных вагонов нью-йоркского метро, буксиров, барж и военной техники, которые тоже превратили в искусственные рифы.
По всему миру есть кладбища кораблей, но это не единственный финал для списанного лайнера. Хорошему судну не обязательно идти на слом — оно вполне способно прожить вторую, не менее полезную жизнь.



