Врач-ортопед Антон Курпяков работает судовым врачом на экспедиционных судах «» — отвечает за здоровье и хорошее самочувствие пассажиров и команды. Порталу Антон рассказал об обязанностях врача на борту и на берегу и о том, что он ценит в своей сложной работе.
«Самое важное — это принятие решений»: о специфике работы и об ответственности
Чем работа врача на судне отличается от работы в поликлинике или больнице?
С одной стороны, здесь все то же самое! Нужно решать медицинские вопросы и оказывать людям помощь в экстренной ситуации, и, конечно, при обострении хронических болезней или просто при ухудшении самочувствия.
Но, с другой стороны, — у тебя нет дополнительных возможностей в диагностике, нет лаборатории и исследований, МРТ, КТ и прочих благ цивилизации. Нет даже помощи твоих коллег или младшего медицинского персонала. Все приходится делать самостоятельно. Но самое важное — даже не то, что ты все делаешь своими руками. Самое важное — это принятие решений.
Твои решения основаны на твоем личном опыте, знаниях, том, что ты успел за эти годы получить. И принимая решение, ты должен понимать, что помощи откуда-либо у тебя не будет в течение всех дней экспедиции от первого до последнего дня. Помощь мы можем получить только в порту — тогда уже поддержат коллеги: советом, делом, диагностическими возможностями.
Один доктор должен решать все вопросы, от соплей до перелома. Это требует от врача широкого кругозора, знания смежных специальностей и постоянного повышения квалификации. В частности, это могут быть курсы по судовой медицине, курсы оказания первой неотложной помощи. Причем недостаточно пройти их один раз, нужно постоянно свои знания и умения тренировать.
Кроме того, постоянно меняются протоколы, оказание помощи улучшается из года в год. Поэтому быть на пике образовательных событий — это задача любого врача на судне.
Перелом на Северном Полюсе и другие медицинские случаи в круизе
С какими ситуациями приходится чаще всего сталкиваться?
На самом деле морские экспедиционные круизы не настолько тяжелые, любой человек от мала до велика способен в них участвовать. Поэтому самые частые обращения — это простуда, вирусная инфекция, расстройство пищеварения, в редких случаях травмы или повреждения, переохлаждение. Обращаются с обострением хронических заболеваний. Приходят и за офтальмологической помощью: солнце и яркий снег дают отражение большого количества ультрафиолета, и люди, если не защищают глаза, получают легкие ожоги.
Самая-самая-самая беда, которая может случиться на судне, это, конечно же, пожар, и в этой ситуации любой доктор на судне и любой член экипажа судна знает, как действовать. Но в наших круизах такого не бывало, и самая тяжелая ситуация — это травмы.
По каждой из экстренных ситуаций есть определенные протоколы действия, и это все прописано в документах для судового врача. Все протоколы давным-давно расписаны и известны всем членам команды — кто вызывает дополнительную помощь, кто идет за носилками, кто зовет доктора, если того прямо в этом месте не оказалось, кто отвечает за переноску (эвакуацию) пациента, кто помогает в клинике.
Кроме того, каждый член экспедиционной команды знает, как оказывать первую помощь в различных ситуациях. Поэтому доктору остается только наладить это взаимодействие и в основном быть полезным даже не руками, а больше знаниями и специфическими действиями, характерными именно для медика с высшим образованием.
Какой самый необычный случай вам приходилось лечить в море?
Один случай сложно выделить. Но, например, расскажзу про перелом, полученный нашей туристкой, когда судно остановилось во время достижения Северного полюса. Она так обрадовалась, что захотела побыстрее добраться до иллюминатора, посмотреть, как же полюс выглядит, — и, спрыгнув с кровати, подвернула ногу и сломала плюсневую кость стопы.
Это, наверное, самый северный перелом в мире, полученный прямо на Северном полюсе.
Еще из необычных случаев — было очень радостное событие у туристки, известие о долгожданной беременности. Эмоции тут еще многократно усилились потому, что она достигла Северного полюса, при этом получив заветное известие о будущем ребенке!
«Доктор — обычный член сезонной команды»: о рабочих буднях
Как устроен ваш рабочий день?
Экспедиционный доктор — это не только врач, это еще и член экспедиционной команды, поэтому у него есть определенные обязанности, — в частности, быть 24/7 на связи. Еще есть приемное время, когда люди могут обращаться с вопросами, с хроническими болезнями, приходить на перевязки, на процедуру, за советом. Обычно эти часы ограничены утренним и вечерним временем.
Где-то час-полтора доктор постоянно находится в клинике. Все остальное время он в доступе по рации. Если что-то случается, ты не можешь сказать: простите, я тут обедаю, ужинаю или еще чем-то занимаюсь. Должен все равно отозваться, как минимум, дать совет или организовать помощь тому, кто в ней нуждается.
Когда нет заболевших или нет приемных часов, доктор является обычным членом сезонной команды. Он может раздавать куртки, выдавать сапоги, участвовать в учебной шлюпочной тревоге (судовая тревога, сигнализирующая об угрозе гибели судна и необходимости оставления его экипажем и пассажирами. — Прим. ред.), быть наблюдателем на посту на мостике, когда ведется наблюдение за животными.
Тот же врач может помогать на ресепшн, делать распечатки, готовить программу на следующий день, участвовать в лекционных курсах, заниматься подготовкой к мероприятиям, выходить на лёд, когда есть высадка, заниматься любыми другими вещами для обеспечения круиза.
Моя обязанность из года в год — водить лодки-зодиаки, которые мы используем для высадки на берег, на острова Земли Франца-Иосифа. Эти зодиаки водят члены команды, имеющие права и опыт вождения маломерных судов, — те, кому можно доверить перевозку людей.
Еще во время каждой высадки доктору нужно находиться на берегу для того, чтобы вовремя и качественно оказать медицинскую помощь, если она необходима. Я еще слежу, где на берегу скользко или где камни, лёд, чтобы там не прокладывать дорожки.
И еще замечаю, если что-то разлито, рассыпано, если не закрыты шканцы (переборки корабля), коврики лежат не очень удобно или стулья расставлены так, что при качке или при движении во льдах, когда трясет весь корабль, можно за них задеть. То есть еще одна моя задача — наблюдение за окружающим пространством на корабле, чтобы создать минимум помех для нахождения на борту и исключить возможность получения травм или повреждений.
«Это не вопрос денег»: о карьерном пути
Как вы попали в море?
По зову судьбы. Со школьной скамьи всегда интересовался морем и выходил в море. Потом смог походить на парусных судах на регатах. Получил международный сертификат капитана парусного судна в Хорватии, а затем — российские права на моторные суда и гидроцикл, чтобы можно было водить их в территориальных водах Российской Федерации. Уже давным-давно являюсь владельцем небольшой моторной лодки, которая помогает мне не забывать навыки вождения судов.
Ну а море — это детская мечта. И однажды в учреждение, где я работал, пришел профессор Петлах — мой наставник, который 14 лет отходил на ледоколах на Северный полюс. Будучи уже человеком возрасте, он искал себе замену. Я недолго думал и согласился на работу судовым врачом в экспедиционных круизах на Северный полюс.
На судне необходима определённая общая медицинская квалификация, подготовка по специальности лечебного дела, опыт работы в разных областях и обязательно прохождение курсов повышения квалификации в разряде оказания отложенной медицинской помощи, первой медицинской и первой врачебной помощи.
Эти курсы были пройдены, также прошел курс по судовой медицине. Таких больших сертификационных курсов нет, но, получая капитанские права, ты также проходишь медицинский курс и все особенности работы в море знаешь уже не понаслышке.
Помогает ли работа судового врача в медицинской карьере?
К сожалению, несмотря на многолетний опыт работы в море, это абсолютно никак не способствует продвижению по карьерной лестнице, потому что работой в море я занимаюсь в отпуске. Он у меня 60 дней, поэтому все летние круизы — это большая часть моего отпуска.
А в обычной жизни я занимаюсь хирургическим лечением патологии крупных суставов. Преподаю на кафедре травматологии Сеченского университета и оперирую в двух клиниках в Москве, работая с патологией опорно-двигательного аппарата, в частности, занимаясь артроскопией, малоинвазивными вмешательствами на больших суставах.
Как оплачивается работа судового врача?
Работа судового врача — это не совсем вопрос денег. Это вопрос желания общаться с людьми, с командой, быть частью этой команды. Это про смену обстановки, про совершенно другой уровень общения, доверия.
Как известно по пословице, лучший отдых — это смена деятельности. Поэтому если хочешь заработать, будучи судовым врачом, то такая работа, наверное, не лучший вариант. Но если хочешь интересной и увлекательной жизни, то это тот случай, когда стоит за это браться.
О безопасности
Какой совет вы можете дать пассажирам-туристам, чтобы им не приходилось к вам обращаться?
Весь опыт работы в море, в северных широтах, на ледоколе продиктовал свод определенных правил, о которых на всех брифингах мы говорим всем нашим путешественникам.
Поэтому — быть на брифингах экспедиционной команды, слушать объявления и советы экспедиционного лидера для того, чтобы не получать повреждения либо заболевания на ровном месте. Если турист будет внимательно слушать брифинги, то вряд ли я увижу его у себя в кабинете или вряд ли мне придется оказывать ему какую-либо помощь.
