Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Вор или краш: почему нас так привлекают преступники и маньяки

Преступники становятся знаменитостями — как же так? Разбираемся

26 мая 2025Обсудить
Вор или краш: почему нас так привлекают преступники и маньяки | Источник: кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь» (2002)
Источник:

кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь» (2002)

Человек остается самым опасным «хищником» на Земле и источником больших рисков для представителей своего вида. Но удивительный парадокс: эта разрушительная сила оказывается притягательной.

Детективы, триллеры и криминальные документалки привлекают бо́льшую аудиторию, чем глубоко проработанные романы и скрупулезный нон-фикшн. И неважно, речь о викторианской эпохе с рассказами о Джеке-потрошителе или о современных подкастах про серийных убийц.

Разбираемся в фундаментальном противоречии между страхом стать жертвой и необъяснимой тягой узнать больше о делах и личностях преступников.

Ограбление века

В 2003 году большой общественный и медийный резонанс вызвал итальянский преступник Леонардо Нотарбартоло. Вместе с несколькими сообщниками он вошел в самое охраняемое хранилище в мире и вышел с бриллиантами на сумму в сотни миллионов долларов.

Ни записей на камерах, ни следов ДНК внутри хранилища, ни понимания, как банда Нотарбартоло смогла обойти самые высокотехнологичные средства защиты вроде датчиков движения, доплеровского радара, тепловых сенсоров и магнитных датчиков и вскрыть за короткое время больше ста сейфов с уникальными ключами и буквенными кодами. Преступление было настолько ошеломляюще дерзким, что получило название «ограбление века».

Источник: кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена» (2001)
Источник: кадр из фильма «Двенадцать друзей Оушена» (2004)
Источник: кадр из фильма «Двенадцать друзей Оушена» (2004)
Источник: кадр из фильма «Двенадцать друзей Оушена» (2004)
1 из 5
Источник:

кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена» (2001)

Несмотря на то, что вор был арестован через неделю после ограбления, детали вечера стали известны совсем недавно. То, как дерзким грабителям удалось проникнуть в хранилище, оставалось загадкой больше двадцати лет. Лишь благодаря выходу книги «Украсть невозможно: Как я ограбил самое надежное хранилище бриллиантов», написанной самим Леонардо Нотарбартоло, стали известны мельчайшие подробности этого крупного преступления и путь, который привел автора в считавшееся самым неприступным хранилище Алмазного центра.

Невозможно не признать, что ограбление было совершено эффектно, а его тщательной подготовке поаплодировали бы и Дэнни Оушен («Одиннадцать друзей Оушена»), и Профессор («Бумажный дом»), и Дилан Родс («Иллюзия обмана»). Но по каким причинам нам так нравятся истории о дерзких ограблениях и хитроумных преступниках, бросающих вызов системе?

Психология привлекательности преступников

Подобная притягательность проявилась задолго до расцвета массовых коммуникаций. Парочка бандитов Бонни и Клайд превратились в народных героев в годы, когда новостные сводки распространялись медленно, а телевидения не существовало.

Источник: кадр из фильма «Бонни и Клайд» (1967)
Источник:

кадр из фильма «Бонни и Клайд» (1967)

Во времена Великой депрессии многие ненавидели банки и власть, считая их виновниками бедности, и деятельность влюбленной парочки вызывала у части общества ощущение солидарности: мол, «они мстят за нас, простых людей». Так же и грабитель банков Джон Диллинджер воспринимался некоторыми американцами как современный Робин Гуд, бросающий вызов системе в экономически тяжелые времена.

С цифровизацией процесс распространился только шире: серийные убийцы Чарльз Мэнсон и Тед Банди получили статус темных знаменитостей благодаря медийным процессам, где их образы транслировались в каждый дом. А колумбийский наркобарон Пабло Эскобар, использовавший насилие и теракты для поддержания власти, превратился в героя сериалов.

Наряду с реальными криминальными фигурами ТВ-индустрия создала вымышленных антигероев, которых невозможно не полюбить — притягательного мафиози Вито Корлеоне, изысканного убийцу-каннибала Ганнибала Лектера, харизматичного гангстера Томаса Шелби и обаятельного и близкого аудитории своими проблемами Тони Сопрано.

Марлон Брандо в роли Вито Корлеоне | Источник: кадр из фильма «Крестный отец» (1972)
Ганнибал Лектер в исполнении Энтони Хопкинса | Источник: кадр из фильма «Молчание ягнят» (1990)
Киллиан Мерфи в роли Томаса Шелби | Источник: кадр из сериала "Острые козырьки" (2013 – 2022)

В основе подобной симпатии лежат естественные процессы: мозг эволюционно настроен обращать внимание на потенциальные угрозы — изучать их, понимать мотивы, чтобы защитить себя. И, обратив внимание на преступление, мы уже не можем игнорировать личность, его совершившую. Зачастую в настоящей жизни (и повсеместно в литературе и кино) личность эта оказывается интересной.

Наталья Кисельникова, кандидат психологических наук, доцент, зав. лабораторией консультативной психологии и психотерапии онлайн-школы «Психодемия», заведующая лабораторией психологической поддержки Step by Step и автор книги «Со мной всё в порядке», объясняет, что восхищение преступниками, особенно харизматичными ворами и мошенниками, часто связано с эффектом антигероя — персонажа, который нарушает правила, но при этом действует с умом, харизмой и часто даже с некоторым моральным обоснованием своих поступков.

Робин Гуд вызывает симпатию, потому что борется против системы и делает то, на что у «обычного» человека не хватает смелости.

<p>Наталья Кисельникова</p>

Люди идентифицируют себя с ним и как бы переживают сопричастность к таким дерзким решениям и хитроумным ходам, оставаясь в полной безопасности на собственном диване.

«К тому же возникает когнитивный диссонанс. Когда мы видим умного, привлекательного человека, нарушающего закон, мы ищем объяснение этому противоречию: „Раз он такой классный — может, и не такой уж он плохой?“, — поясняет Наталья. — Иногда свою лепту вносит и элемент игры и риска — преступники действуют как авантюристы, живущие по своим правилам, что может ассоциироваться со смелостью, свободой и независимостью. В обществе, где многие чувствуют себя связанными обязательствами и нормами, такой образ особенно привлекателен».

Как поп-культура монетизирует криминальные истории

Для медиа важно, чтобы их читали. Успех журналов и стриминговых сервисов напрямую связан с количеством просмотров, потому что именно количество читателей превращается в доход. А просмотры чаще всего обеспечивают сенсации, которые вызывают эмоциональный отклик.

Поэтому, чтобы выжить и преуспеть, медиа все чаще прибегают к шокирующему контенту. Статьи, посты, книги и фильмы про преступников затрагивают базовые эмоции — страх, гнев, восхищение, шок, сочувствие. Такие истории полны напряжения, драматизма, моральных конфликтов и запретных тем, что щекочут нервы и автоматически делают их привлекательными для аудитории.

Источник: кадр из фильма «Афера Томаса Крауна» (1999)
Источник: кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь» (2002)
Источник: кадр из фильма «Тринадцать друзей Оушена» (2007)
Источник: кадр из фильма «Как украсть небоскреб» (2011)
Источник: кадр из фильма «8 подруг Оушена» (2018)
1 из 6
Источник:

кадр из фильма «Афера Томаса Крауна» (1999)

Громкое правонарушение собирает больше просмотров, чем яркое, но уже привычное выступление поп-звезды. История превращается в сериал: новость об аресте сменяется биографическими материалами, обсуждением ситуации с экспертами, репортажами из зала суда и интервью со всеми, до кого может дотянуться рука гостевого редактора ТВ-шоу или журналистов.

В результате зритель поглощает серию за серией, и лицо правонарушителя становится узнаваемым, его характер — понятным, а мотивы — если не оправданными, то хотя бы объяснимыми. Так из «угрозы» преступник становится «знаменитостью».

В этот момент он получает собственных фанатов — ценную аудиторию для шоураннеров сериалов и литературных агентов. Они готовы заплатить, чтобы дать своим зрителям и читателям прямой доступ к мыслям злоумышленника и возможность безопасно погрузиться в запретный мир. Реальные криминальные истории не требуют временны́х и ментальных затрат на создание вымышленной вселенной и разработку персонажей, плюс они уже обладают огромным маркетинговым потенциалом.

Если эта мысль вызывает у вас внутренний протест, задумайтесь, насколько чаще вы покупаете книги или выбираете фильмы, если их сопровождает плашка «Основано на реальных событиях»?

Почему преступники становятся крашами

Наш мозг устроен странным образом: то, что окружено аурой запрета, автоматически становится магнитом для внимания. Мы следим за теми, кто переступил черту, испытывая смесь страха и тайного восторга.

«Когда преступник не просто умен, но еще и обаятелен, мы сталкиваемся с гало-эффектом — склонностью переносить положительное впечатление от одной черты (например, внешности или харизмы) на весь образ человека. Преступник превращается в краша, потому что выделяется: он нарушает табу, бросает вызов порядку, выглядит уверенным и недоступным — а это черты, которые во многих культурах интерпретируются как привлекательные в партнере. Особенно это работает в медийной культуре, где реальных преступников часто романтизируют, превращая их в образы, далекие от действительности», — поясняет психолог Наталья Кисельникова.

Эта притягательность усиливается контрастом между обыденностью повседневной жизни и экстремальностью преступного мира. В рутине офисной работы или домашних обязанностей многим не хватает острых ощущений, риска, адреналина, чувства, что ты живешь на полную.

Источник: кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь» (2002)
Источник:

кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь» (2002)

Нарушители закона становятся невольными символами свободы от общественных ограничений. И хотя рационально каждый человек понимает разрушительность такого пути, но эмоционально большинству хочется понять: каково это — хоть раз почувствовать абсолютную власть над собственной судьбой?

Таким образом, восхищение преступниками — это не одобрение преступлений, а скорее отражение внутренних конфликтов: желания свободы, стремления к силе, любви к игре и зависти к тем, кто, кажется, живет по своим правилам и может себе позволить то, чего не могут другие.

Однако важно помнить, что за нарушение этих правил почти всегда следует расплата — общественное осуждение, тюрьма или разрушенная жизнь. В реальности антигерои платят высокую цену за свой иллюзорно свободный образ жизни.

Расплата ждала и Леонардо Нотарбартоло. Чем для него обернулся подобный образ жизни, преступник рассказывает в своей книге «Украсть невозможно: Как я ограбил самое надежное хранилище бриллиантов».

Источник: Альпина Паблишер
Источник:

Альпина Паблишер

Леонардо Нотарбартоло «Украсть невозможно: Как я ограбил самое надежное хранилище бриллиантов»

Алмазный квартал Антверпена — один из крупнейших мировых центров торговли драгоценными камнями. На небольшой территории сосредоточены офисы алмазных бирж и компаний по торговле бриллиантами, тысячи ювелирных лавок и хранилище с многоступенчатой системой защиты. Кажется немыслимым, что кто-то смог бы взломать самый надежный в мире сейфовый комплекс, но реальность порой превосходит самые смелые выдумки.

В 2003 году группе дерзких грабителей, среди которых был итальянец Леонардо Нотарбартоло, удалось похитить бриллианты на сумму более полумиллиарда долларов. Новость о крупнейшем алмазном ограблении века облетела весь мир, а Нотарбартоло получил прозвище короля воров — хотя полиция задержала его вскоре после преступления. В тюрьме он хранил молчание, и только теперь, отбыв наказание, решил рассказать эту историю от начала до конца. Как врожд енная тяга к воровству превратилась в смысл его жизни? Как формируется моральный кодекс преступника? Как грабителям удалось собрать нужные сведения, обойти системы безопасности и запутать следователей?

В ваших руках — автобиография человека острого и невероятно живого ума: увлекательный рассказ о дерзких криминальных авантюрах и смелое исследование самых темных уголков человеческой души.

Фото в анонсе: кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь» (2002)

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения