В деревне Лампово в Гатчинском районе Ленинградской области живут староверы. Всего час езды от Северной столицы — и вы попадаете в особый мир, где бережно хранят традиции трехвековой давности и где еще можно застать настоящие, а не музейные памятники народного деревянного зодчества.
История Лампово
Староверы — представители религиозного движения в Русской Православной Церкви, которое возникло в XVII веке в результате реформ, проведенных патриархом Никоном. После разделения внутри церкви, староверы сохранили старые традиции, обряды и верования, что сделало их уникальным, отдельным сообществом. Ламповские староверы причисляют себя к беспоповцам поморского согласия — направлению старообрядчества, последователи которого не имеют духовенства.
Староверы пришли в эту деревню в первой половине XVIII века, когда началось строительство Петербурга. Это были выходцы с Русского Севера, из Вологодской и Архангельской губерний — добывавшие тяжким трудом свой хлеб в зоне рискованного земледелия и удрученные частыми неурожаями, они стремились к новым возможностям в новой столице.
Постепенно старообрядцы из поморского края пустили здесь корни. В XIX столетии к ним присоединились переселенцы из новгородских земель, а после Великой Отечественной войны в деревне обосновались несколько семей из Псковской области, искавших здесь лучшей доли. Так, волна за волной, и сформировалась местная старообрядческая община.
Послевоенные годы стали для староверов Лампово временем испытаний — священников не было, и духовная жизнь в общине почти угасла. Но уже в конце XX века здесь началось долгожданное возрождение: благодаря усилиям активистов и простых прихожан церковные традиции стали по крупицам возвращаться в жизнь деревни.
Сегодня в деревне Лампово живет около 1800 человек. «Коренных» староверов здесь не много. Но на службы и на праздники приезжают прихожане из соседних деревень и городов.
Культурное наследие
Главная Центральная улица деревни насчитывает много старинных домов, некоторым более ста лет. Треть из них являются объектами культурного значения и находятся под охраной государства.
Один из них — Дом Прохоровых, построенный в 60-х годах XIX столетия. Его владельцем был зажиточный извозчик Герасим Прохоров. На первом этаже ранее размещалось торговое заведение, а верхние два этажа отводились под жилые комнаты хозяев. В конце 70-х в доме снимали фильмы. А в 2019 году его включили в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ.
Помимо домов, в деревне привлекает внимание туристов родник. Ледяная вода много лет бьет из-под крутого обрыва, а сама чаша расположилась под могучей елью, поражающей своими размерами. Рядом табличка с химическим составом воды. Еще один ключок устроил потомственный старовер, геолог Евгений Платонов — скважину под названием «Никитина труба». Вода из обоих родников вкусная и очень освежает, особенно в жаркие дни.
Наставник ламповских староверов
Исполняет обязанности наставника старообрядческой общины Денис Ермолин, потомственный старовер из республики Коми. «Мой отец родился и вырос в селе Усть-Цильма на берегу реки Печоры, где практически все население придерживалось староверческих традиций, — рассказывает он. — Я хорошо помню, как в детстве бабушка часто говорила о нашей принадлежности к Даниловцам, связывая это с Даниловым монастырем в Карелии. Там мы ощущали свою идентичность как поморцы и староверы».
«Хотя в моем детстве не было глубокого погружения в традиции, бабушка меня многому научила — читать по-славянски, водила на кладбище, чтобы молиться за умерших, и пыталась привить мне те ценности, которые были ей дороги», — вспоминает Денис Ермолин.
В Лампово Денис оказался по просьбе своего друга — старовера Вячеслава Миховича. Началось все с маленькой инициативы — помочь Ламповским бабушкам защитить свой храм от уничтожения. Денис помог, да и остался с семьей в деревне.
За это время было выполнено множество работ: приведена в порядок кровля и укреплен фундамент, обновлено внутреннее убранство, добавлены иконы, отреставрирована колокольня. Денис Ермолин говорит: «Важнее всего, что мы смогли сохранить храм открытым для прихожан. Приходят новые певчие, появляются молодые люди, которые хотят участвовать в жизни общины».
Традиции и наследие
Опираясь на сохранившиеся документы и устные предания, старообрядцы традиционно сохраняют своё наследие: от иконописи до обрядов, важных для их веры. А различия в обрядах между старообрядцами и представителями новой веры явственны. Например, старообрядцы практикуют троекратное погружение при крещении, в то время как новая вера порой прибегает просто к обливанию.
Двоеперстие — особый способ крестного знамения, который использует два пальца вместо трех (как в традиции, принятой в Русской православной церкви). Двоеперстие символизирует двуединство природы Христа, отсылая к его божественной и человеческой сущности.
«Это две природы во Христе, — Денис Ермолин показывает на большой и указательный пальцы: — Христос — истинный Бог, Христос — истинный человек. Кресты тоже отличаются: у нас восьмиконечные, а в той церкви и четырехконечные, и шестиконечные».
Отличается и пение — у старообрядцев унисонное пение, еще называемое крюковое, знаменное (так как мелодия записывалась с помощью особых знаков).
Что касается практики крещения и обрядов, связанных с купанием, старообрядцы видят в этом проявление языческих традиций. Подобные действия могут осквернить Таинство события. Староверы придерживаются принципа единокрещения: считают, что крещение должно происходить один раз, без повторных обрядов.
Интересны и строгие правила, касающинся посуды: в большинстве случаев мирянам не разрешается пользоваться тем, что принадлежит священнослужителям. «В нашей семье только моя бабушка следовала этим традициям. Остальные же, как мне известно, использовали общую посуду. А наш батюшка, Денис Сергеевич, приходит ко мне попить чая, и я всегда держу для него отдельную чашку на полке», — рассказывает Георгий Платонов, потомственный старовер деревни.
До сих пор помнят ламповцы и традиции старообрядческой кухни. Например, пироги с селёдкой с добавлением квашеной капусты, которые, вероятно, пришли из поморской традиции. Пекли такие пироги на праздники.
Татьяна Лаптева, потомственный старовер, рассказывает: «Дома праздники обязательно были. Всегда этот пирог пекли на Николу (праздник в честь святого Николая Чудотворца — прим. автора) — с капустой квашеной и селедкой. Сельдинник назывался».
«В каждой деревне был свой престольный праздник. В Лампово — Никола. В Грязно (соседняя деревня, в которой также была старообрядческая община. — прим. автора) ездили. В сентябре, когда картошку копают, мы приезжали к тёте, сначала помогали ей выкопать картошку, потом застолье. Когда не было еще автобусов, тогда на лошадях привозили», — вспоминает Татьяна Ивановна.
Современность и память
Верность традициям объединяет в Лампово все поколения. Если старшие строго соблюдают посты и обряды, то молодежь, даже живя современной жизнью, перенимает их главные принципы: жениться только на своих, чтить семью и хранить веру. По словам старовера Дмитрия, молодого представителя общины, главное — чтить традиции предков. В остальном же, как объясняет Дмитрий, новое поколение староверов ничем не отличается от своих ровесников: «Мы и на концерты ходим, и праздники отмечаем — все, как у всех».
Современное Лампово притягивает путешественников своим особым колоритом: живописные виды, старинная архитектура, атмосфера старины и уникальный музей старообрядцев, распахнувший двери в одном из местных домов. Его экспонаты — это не просто предметы быта, а подлинные свидетельства жизни многих поколений. Но все же главная достопримечательность деревни — не пейзажи и даже не музеи, а сами люди, сумевшие пронести через века свою уникальную веру и культуру и сохранить их для будущего.
