Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Шкатулка с сюрпризами: что такое бутик-отели, как они вошли в моду и где искать их в России

Почему в путешествии нам уже не подходит «олл-инклюзив» и где действительно получится отдохнуть телом и душой, рассказывает эксперт

3 июня 2025Обсудить
Шкатулка с сюрпризами: что такое бутик-отели, как они вошли в моду и где искать их в России | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Один из важнейших трендов в индустрии отдыха сегодня — повышение спроса на отдых в бутик-отелях и мини-курортах. Что такое бутик-отель и мини-курорт, чем они отличаются и как отельеры могут заработать, «оседлав» интерес путешественников к этим новым форматам, рассказывает Анна Погодина — концептолог, специалист по созданию гостиничного продукта и дизайнер общественных интерьеров.

Бутик-отели, мини-курорты и мини-отели: чем они отличаются

Для начала давайте уточним термины, поскольку далеко не каждый гость осознаёт разницу между этими форматами.

Маленький отель в маленьком средневековом замке в деревушке Эз, Прованс, Франция | Источник: chateaueza.com

Маленький отель в маленьком средневековом замке в деревушке Эз, Прованс, Франция

Источник:

chateaueza.com

  • Мини-отели. Это не про класс или вид, а скорее про размер, то есть количество принимаемых гостей. Как правило, мини-отели относятся к категории двух- или трехзвёздочных, поскольку для того, чтобы соответствовать требованиям более высоких категорий, им физически не хватает площадей.

  • Бутик-отели. Обычный отель от бутик-отеля отличается примерно тем же, чем универмаг H&M от бутика Dior. Представьте, что красивые эксклюзивные решения, которые есть в бутике, применены в отеле — получается нишевый эксклюзивный объект, в котором уникальный интерьер сочетается с выдающимся сервисом. При этом в бутик-отеле всё будет очень камерно, потому что в нём обычно всего 7- 15 номеров, и часто они оформляются индивидуально, так что дизайн и интерьер каждого из них неповторим.

  • Мини-курорт — это тот же мини-отель, но с бассейном, выходом к морю или расположенный рядом с каким-то иным природным объектом вроде водопада или озера. В горах это может быть горнолыжный мини-курорт. Курортность такого объекта может иметь сезонный (пляжный отдых летом или лыжные трассы зимой) или круглогодичный характер.

Когда возник интерес к бутик-отелям и почему он растет

У нас в стране всё это началось недавно — заметный толчок дала пандемия ковида. Но тренд проявился еще раньше, с развитием широкополосного доступа в интернет и ростом популярности удалённой работы. Многие люди в 2000-е получили больше возможностей для путешествий, смогли, что называется, посмотреть мир. И речь, конечно, не только о тех, кто впервые попал в отель all inclusive на курортах Турции со шведским столом и огромными бассейнами, аниматорами и детскими дискотеками.

В этом тихом отеле на озере Гарда все продумано для того, чтобы гости «вернулись к себе», и ничто не мешало наслаждаться простыми радостями — красотой природы, тишиной, отличной едой | Источник: capeofsenses.com

В этом тихом отеле на озере Гарда все продумано для того, чтобы гости «вернулись к себе», и ничто не мешало наслаждаться простыми радостями — красотой природы, тишиной, отличной едой

Источник:

capeofsenses.com

Миллионы людей получили такой опыт массового стандартизованного отдыха. И что же произошло потом? Разумеется: им захотелось какого-то уникального опыта.

Что не так с отелями известных сетей? Всё так, мы их изучили, побывав в разных городах и странах, в том числе и в России. Но теперь нам хочется ощутить что-то особенное, аутентичное, нестандартное. У нас наконец-то выработался вкус и возник запрос на уникальность.

Стресс, выгорание, перегрузки

Ещё одним определяющим фактором является возросший темп нашей жизни. Благодаря развитию технологий мы теперь очень «быстро живём». Поэтому у нас появляется много неприятных побочных явлений, которыми организм пытается сигнализировать нам, что такой режим для него «не окей» — назовëм всё более широкое распространение депрессий, панических атак, расстройств внимания и так далее. А соцсети постоянно транслируют нам, что жизнь-то проходит мимо, а мы недополучаем от неё радостей.

Все готово для безмятежного отдыха в этом бутик-отеле в Тбилиси  | Источник: Communal Hotels

Все готово для безмятежного отдыха в этом бутик-отеле в Тбилиси

Источник:

Communal Hotels

При этом мы, как правило, интенсивно трудимся и… выгораем на работе. И когда мы выгорели и хотим в отпуск, перспектива искупаться в бассейне, где уже плавает 50 человек, выглядит так себе.

В этом бутик-отеле в Лиссабоне отдыхающие вроде находятся в центре городской жизни, но в то же время парят над суетой | Источник: thevintagelisbon.com

В этом бутик-отеле в Лиссабоне отдыхающие вроде находятся в центре городской жизни, но в то же время парят над суетой

Источник:

thevintagelisbon.com

Идти в лес с палаткой, как было у наших родителей 30 лет назад, — тоже вариант не для всех. Хочется всё-таки какой-никакой комфорт и сервис, но так, чтобы не было толп людей и стометровых коридоров с тысячами номеров. В больших отелях ментально отдохнуть не получится, мозг будет продолжать получать слишком много входящих сигналов. Разум не перезарядится, когда ему придётся постоянно отбиваться от местных зазывал на экскурсии или думать о том, чтобы вовремя занять лежаки.

Естественно, массовый и стандартизированный туризм никуда не денется, большие отели останутся и будут наполняться.

Цифровое кочевье

Как я отмечала выше, сдвиг в сознании россиян произошёл во время пандемии. Для огромного числа относительно высокооплачиваемых специалистов возникла возможность постоянно работать на удалёнке. Этот феномен оказал заметное влияние на рост числа и качества мини-отелей и бутик-отелей. В наш язык проникло понятие digital nomad — цифровой кочевник.

Этой категории путешественников очень понравилось, что в бутик-отелях тихо, там нет скоплений людей из-за небольшого номерного фонда, а значит, можно прямо в общих зонах проводить зумы и вообще работать в тишине, находясь в комфортном окружении.

Работать на удаленке гораздо веселее с видом на залив Пханг-Га, Таиланд | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru

Работать на удаленке гораздо веселее с видом на залив Пханг-Га, Таиланд

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

При этом замечу, что бутик-отели, как правило, оснащены Wi-Fi с прекрасной пропускной способностью, поскольку в наше время это требование стало ключевым, если не обязательным. Отличная связь плюс комфортное и стильное окружение — почему же не работать с полной отдачей в таком пространстве?

Офисы крупных корпораций после пандемии вынуждены были задуматься об «отелефикации» своей рабочей среды, подразумевающей создание «рабочих курортов» в своих офисных центрах! Таким образом, тренд на бутик-отели получил встречное движение со стороны крупных работодателей.

От роскоши к осознанности

При этом пребывание в бутик-отеле не обязательно подразумевает космический бюджет, а часто даже обходится дешевле, чем сетевая гостиница. И это тоже глобальная тенденция — смещение интереса от роскоши к осознанности.

Мировые экономисты показывают в своих сводках, что «бедные беднеют, а богатые богатеют», и средний класс в этой формуле, как бы это странно ни звучало, относится к бедным. И именно средний класс создаёт спрос на осознанный туризм, при котором выбираешь не бренд сетевого отеля (за который придется переплатить), но набор привлекательных опций небольшого бутик-отеля.

Владельцы отеля La Semilla на мексиканском курорте Плайя-дель-Кармен запустили проект по восстановлению местных лесов и сажают деревья | Источник: La Semilla

Владельцы отеля La Semilla на мексиканском курорте Плайя-дель-Кармен запустили проект по восстановлению местных лесов и сажают деревья

Источник:

La Semilla

Именно потому многие бутик-отели ставят во главу угла так называемое «устойчивое развитие», которое подразумевает минимизацию ущерба для окружающей среды и поддержание её в естественном и стабильном состоянии. В таких отелях ставят промышленное оборудование для фильтрации воды вместо того, чтобы закупать её в пластиковой таре, подбирают натуральные экологические материалы для своих зданий и интерьеров либо используют переработанные. В таком подходе есть определённая фишка, которая ценится среди гостей и к тому же выглядит симпатично и интересно.

А что на обед?

Бутик-отели обычно не вводят у себя шведский стол: во-первых, для них это просто нерентабельно, а во-вторых, большие порции остынут и успеют потерять свой вкус. Рассчитать количество еды на небольшой номерной фонд довольно сложно: законы статистики хорошо работают лишь на больших числах.

Поэтому в бутик-отелях часто используют заказ по меню, в котором представлено несколько позиций из похожих ингредиентов. Из этого списка гость выбирает то, что ему нравится, и в количестве его, как правило, не ограничивают. Но всё-таки это будут блюда «из-под ножа», то есть как в ресторане. И это подчёркивает высокий уровень предоставляемого сервиса.

Источник: thepighotel.com
Источник:

thepighotel.com

Приведу пример из личного опыта. В небольшом бутик-отеле в Швейцарии нам принесли симпатичный поднос со стеклянными баночками, которые были закрыты крышками. В одной был греческий йогурт, в другой — мюсли, в третьей — фрукты. А в общей зоне стояли чай, кофе, сыры, ветчина, колбасы и хлеб. И каждый из гостей мог составить из предложенных блюд собственный завтрак на свой вкус.

Локальный колорит

Предприниматель, который построил отель в своём родном городе или регионе, знает все местные особенности, локальные деликатесы и так далее, ведь он — носитель «ДНК» своего региона. Часто или даже почти всегда бутик-отели подчёркивают свою идентичность, отражая особенности своей местности: в них можно попробовать региональную кухню, местные продукты. В Карелии вам предложат десерт с морошкой, в Ростове — вяленого леща или местный «рыбец», а в предгорьях Кавказа — мороженое с лесными орехами или горным мёдом.

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Иногда эти локальные продукты можно купить в бутик-отеле и увезти с собой, чтобы полакомиться дома — и согласитесь, это куда интереснее, чем традиционные туристические сувениры вроде магнитов на холодильник, чашек или бейсболок.

Высокая планка

В наше время никто не хочет стоять на стойке ресепшена 10 минут, чтобы попросить у освободившегося администратора дополнительное полотенце в номер. Это уже давно надоело, ещё с поры увлечения Антальей и Кемером. Хочется, чтобы предпочтения учитывали загодя, и вам не приходилось тратить своё время и внимание.

Но если гость покорен сервисом бутик-отеля, он с благодарностью и желанием приобретёт и заберёт с собой его мерч, который во многих заведениях становится, что называется, must have. Это может быть, например, коллекция худи, футболок или бейсболок, на которые нанесена эмблема региона или лого бутик-отеля. Еще вариант — набор аутентичных, присущих только этому месту десертов, сушёных ягод и так далее.

Такой подарок приятно привозить своим родным и близким людям, друзьям, показывать его коллегам по работе: смотрите, в каком отеле я был, и вот что они мне подарили или я у них купил. В принципе, под такой мерч подходит абсолютно всё, что формирует айдентику бренда и влияет на его запоминаемость и узнаваемость.

Бутик-отель как объект притяжения

Вы наверняка знаете по себе, что постить сториз с обычной, ничем не примечательной улицы родного города, по которой проходят и ваши подписчики, никакого смысла нет. Соцсети подразумевают красоту и эстетику, они прямо-таки стимулируют спрос на необычные места.

И бутик-отели, конечно, становятся объектом притяжения для тех, кто стремится к таким эффектным снимкам, тем более для тех, кто ведёт лайфстайл- блог или рассказывает о путешествиях. Это поддерживает рост числа и разнообразия бутик-отелей по всему миру.

В отеле Seezeitlodge Hotel & Spa, Австрия | Источник: Seezeitlodge Hotel & Spa

В отеле Seezeitlodge Hotel & Spa, Австрия

Источник:

Seezeitlodge Hotel & Spa

Не могу сказать, что в нашей стране уже много бутик-отелей, но они продолжают появляться. В умах предпринимателей наконец появилось понятие об эстетике и дизайне, и они всё чаще приглашают сильных дизайнеров и архитекторов, которые создают для будущего объекта симпатичный и неповторимый антураж.

Именно поэтому концептуально создатели бутик-отелей стремятся уйти как можно дальше от того, что житель мегаполиса обычно видит на улицах и у себя дома — параллелепипеды, прямые углы, немаркие цвета, функциональный дизайн «без излишеств», минимализм и прагматичность.

В бутик-отеле вообще ничего не будет напоминать гостю его обычную жизнь в привычной высотке — даже кровать!

Идеальный стиль бутик-отеля

Каких-то общепринятых и распространённых дизайнерских решений не будет, всё абсолютно индивидуально с учётом региона и даже конкретной местности. Например, если взять Сочи, то одно дело — строить отель в горах на Розе Хутор, и совсем другое — на первой береговой линии в Адлере.

Интерьер отеля Chetzeron на горном курорте Кран-Монтана, Швейцария | Источник: Chetzeron

Интерьер отеля Chetzeron на горном курорте Кран-Монтана, Швейцария

Источник:

Chetzeron

Но секрет успеха в дизайне напрямую связан с эмоциями — дизайн должен так влиять на постояльца, чтобы вызывать у него именно те ощущения, за которыми он приехал. Поэтому концепция всегда разрабатывается и тщательно продумывается, отталкиваясь от вопросов:

  • Кто к нам приедет?

  • Почему он приедет?

  • Что он хочет получить в этой поездке?

  • От чего он хочет «сбежать»?

Как я уже отмечала выше, люди часто уезжают в путешествие не к чему-то, а от чего-то. Хочет ли он вдыхать свежий горный воздух? Тогда нужно открыть ему эту панораму, сделать свободный выход на балкон или террасу ресторана. Пусть этот горный воздух будет достопримечательностью отеля!

Пусть порывы ветра колышут льняные шторы, а красоту окружающих гор можно отразить в нежнейших голубовато-серых оттенках отделки и деталях интерьера из природного камня. А если за окнами лес — классно будет обыграть это с помощью тёмно-зелёных, в цвет крон деревьев, чехлов диванов и подушек.

Таким образом можно (и нужно) играть с эмоцией, которую хочет получить гость. Это достаточно тонкая работа, и для неё нужна целая команда специалистов — и концептолог, и дизайнер, и маркетолог, которые будут работать над созданием отеля с самого первого дня, когда ничего ещё не построено.

Российские бутик-отели: 7 отличных

Бутик-отели, которые как раз подходят для людей, остро нуждающихся в отдыхе в одиночестве или в тесном семейном кругу, в России, конечно, есть. И их становится всё больше с каждым годом.

Бутик-отель — это чаще всего уникальный дизайн, продуманный интерьер и особая атмосфера, которую создаёт для своих гостей отельер. Но самое важное — персонализированный сервис.

Это карточка гостя, которую заводят во время первого посещения. В ней отмечено, например, что я попросила подушку другого наполнения и кофе без кофеина. И в следующий мой приезд они скажут мне: «Здравствуйте, Анна, мы рады вас видеть, вот ваш декаф». Это как раз и даёт гостю ощущение эксклюзивности. При этом в бутик-отеле может быть представлено в миниатюре всё то, что есть в больших отелях. Мы подобрали несколько примеров действительно уникальных мест в разных регионах страны.

«Рихтер», Москва

Источник: Бюро «Правда»
Источник:

Бюро «Правда»

Своя особая атмосфера в столичном бутик-отеле «Рихтер» на 7 комнат. Особняк XIX века отреставрирован не только для коммерческих целей, но и для общественных. В нём прямо-таки бурлит культурная жизнь: проводятся выставки, функционирует своя галерея современного искусства, есть библиотека, свой сад и даже студия звукозаписи.

«Заонежье», Карелия

Источник: zaonezhie.com
Источник:

zaonezhie.com

Для ценителей полного уединения (вокруг на много километров лишь леса и озёра), первозданной природы и карельского зодчества — новый отель на берегу Онежского озера. Это современный видовой гостиничный комплекс с местным колоритом: его фасад украшен лемехом — русской черепицей, такой же, как и на куполах церквей на острове Кижи.

«Сомов», Казань

Источник: somovhotel.ru
Источник:

somovhotel.ru

Чем хороши бутик-отели, так это тем, что некоторые из них располагаются в старинных особняках, которые обычно в музеи превращают. Можно только прийти и посмотреть, как знать жила. В нашем веке любой может ощутить себя титулярным советником, как в бутик-отеле «Сомов» в тихом историческом центре Казани. Здесь предложат бесплатный аудиогид по окрестностям бутик-отеля, выставку современных художников и консьерж-сервис.

Karmann's, Светлогорск

Источник: karmanns.com
Источник:

karmanns.com

Находка для путника, желающего отдохнуть в тихом и красивом месте — бутик-отель в двух минутах от светлогорского променада. Интерьеры в нём элегантные и лаконичные, подобные балтийской природе с её приглушённой гаммой. Особенно манят номера с панорамным видом на сосны. В отеле есть спа, ресторан на крыше и региональная кухня с блюдами из угольной печи.

Glinz by Ginza Project, Санкт-Петербург

Источник: glinzhotel.ru
Источник:

glinzhotel.ru

В исторической части Северной столицы — Петроградке — стоит бутик-отель. Раньше в XIX веке в этом здании трудились работницы тюлевой фабрики. Сейчас скрываются от городской суеты местные жители и гости Петербурга. Интерьеры в стиле светлого минимализма способствуют отдыху и спокойствию, а характер номерам задают графичные элементы с рисунком берёзовой коры. В отеле есть библиотека, камин с живым огнём и велосипеды, на которых можно объездить всю Петроградку.

Villa Romanov Wine Club & SPA, Краснодарский край

Источник: villaromanov.ru
Источник:

villaromanov.ru

В небольшой станице Голубицкой на берегу Азовского моря расположился бутик-отель, похожий на дворянскую усадьбу с роскошным убранством. Помимо ресторана авторской кухни, на территории есть SPA-комплекс с настоящей русской баней, винный бутик, два теннисных корта, домик для йоги и конно-спортивный клуб.

Усадьба Скорняково-Архангельское, Липецкая область

Источник: usadba-nadonu.ru
Источник:

usadba-nadonu.ru

Единственный в России музей-заповедник, отреставрированный под отель. Это старинная дворянская усадьба XIX века, расположенная на берегу реки Дон с множеством построек и прудами. Можно выбрать номер в крепости из белого камня (бывшем скотном дворе), в главном здании усадьбы с ротондой, в доме с мезонином с огромным сводчатым подземельем, во флигеле «Берёзки» или дворовой избе «Школа». Во всех гостевых домах воссозданы исторические интерьеры и декор.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения