Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

От классики до компьютерных баталий: 5 эпохальных шахматных партий

Рассказывает гроссмейстер

12 мая 2025Обсудить
От классики до компьютерных баталий: 5 эпохальных шахматных партий | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

«Шахматы — это своеобразное зеркало интеллектуальной эволюции человечества», — говорит международный гроссмейстер Юрий Айрапетян. Порталу Vokrugsveta.ru шахматист рассказал, какие партии, на его взгляд, можно считать одними из самых значимых в истории шахмат. Они вошли в историю не только благодаря высочайшему мастерству игроков, но и потому, что каждая из них отразила ключевые моменты развития шахмат — от романтических комбинаций XIX века до противостояния человека и искусственного интеллекта в конце XX века.

<p>Юрий Айрапетян</p>

Шахматы давно перестали быть просто игрой, превратившись в уникальное сочетание искусства, науки и спорта. Для России и Советского Союза они всегда имели особое значение — наша страна подарила миру целую плеяду выдающихся шахматистов.

«Бессмертная партия» (1851)

Источник: Wikimedia Commons
Источник:

Wikimedia Commons

Одной из самых знаменитых партий в истории шахмат по праву считается «Бессмертная партия», сыгранная в 1851 году в Лондоне Адольфом Андерсеном и Лионелем Кизерицким. Эта партия стала настоящим символом эпохи романтических шахмат, когда красота комбинаций ценилась выше прагматичного результата.

Андерсен, игравший белыми, последовательно жертвовал ладью, слона и даже ферзя, создавая невероятную по своей красоте атаку, которая завершилась матом на 20-м ходу с использованием всего трех легких фигур. Как отмечает Юрий Айрапетян, «Бессмертная партия» наглядно демонстрирует, что шахматы — это не только холодный расчет, но и настоящее вдохновение, она показывает, как можно победить, даже отдав почти все свои фигуры.

«Вечнозеленая партия» (1852)

Портрет Адольфа Андерсена, из коллекции печатных вырезок эпохи | Источник: Wikimedia Commons

Портрет Адольфа Андерсена, из коллекции печатных вырезок эпохи

Источник:

Wikimedia Commons

Еще одним шедевром Андерсена стала «Вечнозеленая партия», сыгранная в Берлине против Жана Дюфрена. Эта партия вошла в историю благодаря элегантной жертве ферзя и нестандартной атаке, где Андерсен, пожертвовав самую ценную фигуру, сумел активировать все свои оставшиеся силы и добиться победы, несмотря на материальный перевес противника. Гроссмейстер Айрапетян подчеркивает, что эта партия стала классикой позиционной игры, наглядно доказавшей, что инициатива и контроль над доской часто важнее лишней пешки или фигуры.

«Партия века» (1956)

Бобби Фишер во время сеанса одновременной игры, 31 марта 1956. Будущий чемпион мира одержал тогда 19 побед на 21 доске | Источник: Getty Images

Бобби Фишер во время сеанса одновременной игры, 31 марта 1956. Будущий чемпион мира одержал тогда 19 побед на 21 доске

Источник:
Getty Images

Особое место в истории шахмат занимает так называемая «Партия века», сыгранная в 1956 году в Нью-Йорке между Дональдом Бирном и 13-летним Робертом Фишером. Эта встреча стала настоящей сенсацией — юный Фишер, игравший черными, сумел обыграть опытного мастера, продемонстрировав гениальное понимание позиции. Пожертвовав ферзя, он создал неотразимую атаку, а его финальная комбинация навсегда вошла в учебники как образец тактического мастерства. По словам Юрия Айрапетяна, эта партия показала, что Фишер — не просто вундеркинд, а будущий чемпион мира, чья игра была настолько зрелой, что уже тогда предвещала его величие среди шахматных королей.

Партия «Космос-Земля» (1970)

Невозможно не упомянуть первую в истории партию «Космос—Земля», сыгранную между экипажем «Союза-9» и представителями наземного ЦУПа 9 июня 1970 года. За «Космос» играли летчики-космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов, за «Землю» — руководитель подготовки советских космонавтов генерал-полковник Николай Каманин и летчик-космонавт Виктор Горбатко, в то время как летчик-космонавт Валерий Быковский вел трансляцию. Космонавты на орбите, играя белыми, начали дерзкий ферзевый гамбит, но после шести часов напряженной борьбы, за которые корабль совершил четыре витка вокруг Земли, партия завершилась вничью.

Слева направо: В. Быковский, В. Горбатко и Н. Каманин во время партии «Космос-Земля» | Источник: kosmo-museum.ru

Слева направо: В. Быковский, В. Горбатко и Н. Каманин во время партии «Космос-Земля»

Источник:

kosmo-museum.ru

«Когда я анализирую эти ходы, — отмечает Юрий Айрапетян, — я вижу не только холодный расчёт, но и мечту о том, что шахматы, как и разум человека, не знают границ». Эта уникальная игра, ходы которой передавались по радио во время пролёта над территорией СССР, навсегда вошла в историю как символ единства научного прогресса и вечной мудрости шахмат. Сегодня, спустя десятилетия, мы по-прежнему восхищаемся этим космическим поединком, доказавшим, что шахматная доска может объединить даже такие далёкие миры, как Земля и космос.

Человек VS искусственный интеллект (1997)

Советский шахматист против компьютерной программы, 1997 | Источник: ZUMA Press via Legion Media

Советский шахматист против компьютерной программы, 1997

Источник:

ZUMA Press via Legion Media

Особняком в истории шахмат стоит матч 1997 года в Нью-Йорке между Гарри Каспаровым (признан в РФ физлицом-иностранным агентом в 2022 году) и компьютером Deep Blue. Это событие ознаменовало начало новой эры в шахматах — впервые действующий чемпион мира проиграл машине. Deep Blue, используя перебор миллионов вариантов, находил неочевидные ходы, а Каспаров, известный своей психологической игрой, не смог противостоять безэмоциональному алгоритму.

Как резюмирует Юрий Айрапетян, этот матч изменил шахматы навсегда: гроссмейстер сражался не просто с программой — он боролся с будущим, и хотя он проиграл, его вклад в развитие шахмат остается неоспоримым.

(Начиная с середины прошлого века известные шахматисты вызывали компьютер на поединок. Каспаров в общей сложности сыграл с компьютером как минимум 5 матчей, из которых два выиграл, один проиграл и два последних закончил вничью. Но детище человека становилось все умнее, а когда компьютерная программа нанесла поражение чемпиону мира Владимиру Крамнику в 2006 году, под турнирным противостоянием машины и человека была подведена черта. Сегодня ИИ широко используется в шахматах во вспомогательных целях — как для тренинга, так и для анализа игры и разработки новых стратегий. — Прим. ред.).

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения