Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Когда чертежи ошибаются: 7 резонансных провалов в истории отечественного строительства

О просчетах проектировщиков и уроках, за которые подчас приходилось платить слишком высокую цену, рассказывает эксперт

28 октября 20251
Аэрофотосъемка ныне демонтированной Ховринской больницы. Москва, 2019 | Источник: Nordroden/Shutterstock/Fotodom.ru

Аэрофотосъемка ныне демонтированной Ховринской больницы. Москва, 2019

Источник:
Nordroden/Shutterstock/Fotodom.ru

«Фундамент» каждого здания — точность расчётов и безупречность чертежей. Дмитрий Владимиров, директор и управляющий партнёр компании IDI Project, рассказал порталу Vokrugsveta.ru о нескольких примерах последних десятилетий, когда этим принципом пренебрегли — и что из этого вышло.

<p>Дмитрий Владимиров</p>

«Предназначение проектировщика — не воплощение любого желания инвестора или собственника проекта, а забота о людях, которые будут жить, трудиться или пользоваться новыми зданиями, их безопасность и комфорт».

Архитектура требует идеального баланса между творческим замыслом и точным инженерным расчётом. Любая самая смелая концепция должна опираться на жёсткие параметры прочности и долговечности конструкции. Малейшая ошибка, совершённая «на бумаге», может превратить здание в дорогостоящий урок «как не надо делать» для будущих поколений.

Ответственность проектировщиков огромна: неточности в документации оборачиваются многомиллионными потерями, задержками ввода объектов в эксплуатацию и даже угрозой жизни людей. Разберём несколько громких провалов из недавней истории отечественного строительства и уроки, которые извлекла из них индустрия.

От фиаско к триумфу: история двух небоскрёбов-близнецов

Показательный пример просчётов на стадии проектирования — проект петербургского небоскрёба «Охта-центр». В середине 2000-х эту 400-метровую башню планировали возвести напротив Смольного собора. Но игнорирование требований исходно-разрешительной документации и ограничений по застройке в историческом центре обернулось для инвесторов катастрофой.

Предполагаемый вид Дворцовой набережной Санкт-Петербурга со Стрелки Васильевского острова с башней «Охта-центр» на заднем плане. Коллаж Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИК, 2009 | Источник: Wikimedia Commons

Предполагаемый вид Дворцовой набережной Санкт-Петербурга со Стрелки Васильевского острова с башней «Охта-центр» на заднем плане. Коллаж Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИК, 2009

Источник:

Wikimedia Commons

Амбициозная концепция нарушала высотный регламент, против неё выступили градозащитники и даже ЮНЕСКО. Проект не прошёл городскую экспертизу, и стройка застопорилась на этапе котлована — при этом на подготовительные работы и продвижение проекта ушло около 7 млрд рублей. Для города «Охта-центр» стал символом того, что без надлежащих согласований и учёта контекста даже самый перспективный и «громкий» проект обречён.

Но у этой истории появилось продолжение. После отказа от опасной площадки проект получил вторую жизнь на окраине Петербурга, на морском побережье. Так появился «Лахта-центр» — ныне самое высокое здание Европы. Тот же инвестор и та же высота, но подход изменился кардинально. Новый генеральный проектировщик полностью переработал документацию с учётом всех норм и провёл тщательные инженерные изыскания. Проект обрёл сверхглубокий фундамент для сложных грунтов, получил все разрешения и успешно прошёл экспертизы.

Многофунциональный комплекс «Лахта-Центр», 2021 | Источник: Drozdin Vladimir/Shutterstock/Fotodom.ru

Многофунциональный комплекс «Лахта-Центр», 2021

Источник:
Drozdin Vladimir/Shutterstock/Fotodom.ru

При работе над документацией было применено BIM-моделирование (Building Information Model), что позволило увязать тысячи элементов конструкции и инженерных сетей. Потенциальные ошибки были выявлены заранее, чтобы снизить риски. В итоге «Лахта-центр» возвели практически без задержек и в рамках изначального бюджета.

История архитектурного дуэта «Охта»–«Лахта» показывает: серьёзные инвестиции окупаются лишь тогда, когда качество проектирования соответствует амбициям девелопера.

Замороженные миллиарды: анатомия долгостроев

Часто некачественная проектная документация превращает объекты в долгострои — здания, годами и десятилетиями стоящие недостроенными. Причины бывают разными, от финансовых проблем застройщика до смены собственника, но бывает и так, что во главе угла оказываются системные ошибки проектировщиков.

Заброшенное здание Ховринской больницы, 2017  | Источник: A.Savin/A.Savin via Wikimedia Commons

Заброшенное здание Ховринской больницы, 2017

Источник:

A.Savin/A.Savin via Wikimedia Commons

Классический пример — Ховринская больница в Москве. Строительство началось в 1980 году, и почти сразу же здание стало оседать. По одной из версий, фундамент не был рассчитан на болотистые грунты — ошиблись геологи и проектировщики. Через пять лет стройку остановили, и она на десятилетия превратилась в пугающий памятник человеческой беспечности и расточительности.

В наше время было решено этот недострой снести полностью — реанимировать его оказалось опаснее. Ущерб был понесён колоссальный: прямые убытки, упущенное время, утраченное доверие жителей. А ведь проще было бы провести надлежащие изыскания до начала работ и скорректировать проект до запуска, чем годами героически исправлять ошибку.

Ещё одна частая причина долгостроев — неполный проект со слабо проработанными узлами и технологическими решениями. В 1990-е и начале 2000-х в крупных городах появилось множество таких объектов.

Бизнес-центр «Зенит», 2008. В настоящее время осуществляется реконструкиця здания  | Источник: Wikimedia Commons

Бизнес-центр «Зенит», 2008. В настоящее время осуществляется реконструкиця здания

Источник:

Wikimedia Commons

Возьмём московский «Синий зуб» — бизнес-центр «Зенит» на Юго-Западной, к середине 1990-х готовый на 90%. Из-за конструктивных недоработок и смены подрядчиков его смогли завершить лишь через двадцать лет. Многие заложенные при проектировании решения к этому времени морально устарели, и новому генпроектировщику пришлось целиком перерабатывать документацию, раздувая бюджет.

Когда ошибки стоят жизней

Иногда просчёты проектировщиков измеряются не только деньгами, но и человеческими жизнями. Особенно показателен опыт торгово-развлекательных комплексов — мест, которые ежедневно посещают тысячи людей.

В феврале 2004 года страна была потрясена обрушением крыши аквапарка «Трансвааль-парк» в Москве. Зимой в разгар дня кровля развлекательного центра рухнула, погребя под собой десятки посетителей.

Расследование выявило грубые инженерные ошибки при проектировании купольных конструкций. Архитектор и инженер-конструктор неправильно рассчитали несущую способность уникального перекрытия, и в роковой день кровля не выдержала снеговой нагрузки. Страшнее всего было то, что ни в самой проектной организации, ни на этапе государственной экспертизы никто эту критическую уязвимость не распознал.

Бывший «Трансвааль-парк» с часовней в память о жертвах, 2007 год | Источник: A.Savin via Wikimedia Commons

Бывший «Трансвааль-парк» с часовней в память о жертвах, 2007 год

Источник:

A.Savin via Wikimedia Commons

Менее чем через два года обрушилась крыша Басманного рынка, спроектированная по схожей схеме. Эти случаи стали горьким уроком для всей отрасли: при проектировании нестандартных объектов стандартных расчётов недостаточно. Необходимо привлекать независимых экспертов, проводить испытания на моделях, закладывать запас прочности с учётом климатических аномалий, ведь цена недоработки или халатности измеряется жизнями людей.

Не менее резонансной стала трагедия в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» в 2018 году. Просчёты здесь носили системный характер.

Здание изначально не предназначалось для торгового центра — его переоборудовали из советской фабрики. При перепрофилировании не был разработан качественный проект и не была проведена должная экспертиза. Старые эвакуационные лестницы оставили без изменений, а новые входы-выходы и системы пожаротушения спроектировали с грубыми нарушениями. В итоге объект ввели в эксплуатацию с вопиющим несоблюдением строительных норм.

Когда случился пожар, проектные ошибки проявились мгновенно: система оповещения не сработала, люди оказались заперты на верхних этажах без возможности добраться до спасительных выходов, а огонь стремительно распространился через вентиляцию. Погибли 64 человека — страшная плата за экономию на качественном проектировании.

После этого по всей стране прокатилась волна проверок торговых центров, выявившая множество аналогичных нарушений: эвакуационные выходы «в никуда», формальное отношение к планам эвакуации, несогласованные перепланировки и так далее. Болезненный, но необходимый сигнал: никакие выгоды не стоят запуска объекта без полноценной документации, учитывающей все требования по безопасности.

Инфраструктурные просчёты: мосты и развязки

Отдельного внимания заслуживают инфраструктурные проекты — мосты, дороги, транспортные узлы. Они важны потому, что здесь на кону бюджетные миллиарды и безопасность тысяч людей.

Один из известнейших случаев — «танцующий мост» в Волгограде. В 2010 году новый мост через Волгу внезапно вошёл в резонанс: под порывами ветра пролёты начали раскачиваться, словно какой-то аттракцион в парке отдыха.

Разлетевшееся по сети видео шокировало всю страну. Движение по мосту перекрыли, пока инженеры разобрались с причиной. Выяснилось, что при проектировании не до конца учли аэродинамические нагрузки — не рассмотрели возможность резонанса конструкции от ветра. Пришлось экстренно усиливать конструкцию демпферами, проводить дорогие испытания модели в аэродинамической трубе. Открытие моста отложили.

Эту проблему исправили, мост служит людям и сегодня. Но сам случай стал притчей во языцех, наглядно демонстрируя: даже типовой объект может преподнести сюрпризы при халатности или недосмотре. После этого случая расчёты на устойчивость стали проверять тщательнее, иногда привлекая для экспертизы целые научные институты.

Случаются и ошибки менее зрелищные, но ещё более дорогие. Непродуманная транспортная развязка может стоить миллиарды, но так и не решить проблем с пробками, хотя ради этого и была затеяна — потому что проектировщики не провели моделирования транспортных потоков. Таких примеров достаточно: развязки, ведущие в тупик или упирающиеся в «бутылочные горлышки», были построены в нескольких регионах страны.

Причина одна и та же — недостаточная междисциплинарная координация: инженеры-дорожники работают в отрыве от общей градостроительной ситуации без плотного взаимодействия с экспертами по управлению транспортными потоками. В итоге объект формально соответствует СНиП, но функцию свою не выполняет.

Чтобы избежать таких ловушек, требуется комплексный подход, моделирование сценариев движения, учёт перспектив развития района. Роль генерального проектировщика — скоординировать работу всех специалистов и не допустить, чтобы каждая служба работала в своём узкопрофессиональном «информационном пузыре».

Универсальная формула успеха

Анализируя эти случаи — от несостоявшихся небоскрёбов до обрушившихся крыш — можно найти нечто общее. Большинство критических проблем закладывались в такие объекты на этапе проектирования. Где-то не учли особенности участка, где-то поторопились приступить к работе без наличия исчерпывающих исходных данных, где-то переборщили с экономией или не скоординировали работу отдельных звеньев.

Я многократно убеждался, что фундаментом любого успеха в отрасли может быть только качественно проработанная проектная документация. А попытки сэкономить на этом этапе приводят к пропущенным узлам и неучтённым рискам, которые впоследствии оборачиваются десятикратными затратами на перестройку или компенсациями пострадавшим.

Некоторой страховкой можно считать использование современных инструментов, таких как BIM и синхронизация работы разных подразделений (архитекторов, специалистов по инженерных сетям и технологиям строительства), а также заблаговременное привлечение независимых экспертов — лучшие компании уже практикуют это с первого дня работы над проектом.

Но работа над качеством не заканчивается на этапе выдачи чертежей. В процессе строительства строгий авторский надзор и дисциплина помогают вовремя заметить отступления от замысла и предотвратить превращение мелких дефектов в большие проблемы.

Красиво, безопасно, долговечно

Шедевры великих зодчих прошлого рождались благодаря не только вдохновению, но и безупречным расчётам. Современные проекты стали намного сложнее, а главное — масштабнее, поэтому роль проектировщика сегодня невозможно недооценить. Его предназначение — не воплощение любого желания инвестора или собственника проекта, а забота о людях, которые будут жить, трудиться или пользоваться новыми зданиями, их безопасность и комфорт.

Если проектировщик видит свою роль иначе, значит, он занимается не своим делом, и задача государства и его контролирующих органов — предотвратить выход «из-под его карандаша» непродуманных, рискованных и содержащих ошибки проектов. Мы с вами ходим по одним и тем же улицам, так что качество проектов новых зданий и объектов напрямую касается каждого из нас.

Комментарии1
под именем
  • Гость
    06:32 04.11.25
    Бред
РЕКЛАМА