История праздника и житие мучеников Флора и Лавра
По преданию, они были родом из Византии и с детства воспитаны в христианской вере. Братья были искусными каменотёсами и резчиками по камню, благодаря чему их пригласили на строительство языческого капища в Иллирике.
Несмотря на то что работали на язычников, они вели праведную жизнь, постились, молились и избегали участия в языческих обрядах. Полученную за труд плату они раздавали бедным и помогали христианам, находившимся в заключении. Втайне от властей братья обратили ко Христу сына местного жреца, который исцелился через их молитвы. Этот юноша, уверовав, отказался от идолов, чем вызвал гнев своего отца и местных язычников. По доносу Флора и Лавра арестовали, подвергли допросам и пыткам, но они не отреклись от веры. Вместе с другими христианами их бросили в глубокий колодец и засыпали землёй — так они приняли мученическую смерть. Позже мощи братьев были обретены и стали источником многих чудес.
На месте их страданий была построена церковь, а память о них распространилась по всей Православной Церкви. Особенно почитались они как покровители строителей и каменотёсов, а также как заступники от падежа скота, поскольку в некоторых регионах с их именем связывали защиту домашних животных. Их подвиг воспринимается как пример христианской верности, стойкости и бескорыстия, а жизнь — как свидетельство того, что даже простой труд может стать путём ко спасению.
Значение и традиции дня
День памяти Флора и Лавра несёт в себе сразу несколько важных смыслов — верность Христу, честный труд и благотворительность. Их жизнь показывает, что даже среди внешне мирских дел можно оставаться верным Богу и помогать другим. В этот день в храмах совершаются молебны, в которых верующие просят святых о защите семьи, благополучии в труде и душевной стойкости. Братья Флор и Лавр почитаются как небесные покровители всех, кто трудится руками — мастеров, строителей, ремесленников.
Также принято молиться о сохранении домашнего скота, особенно в деревнях, где с древних времён в этот день совершали специальные крестные ходы с животными. В народе Флора и Лавра считали охранителями полей, двора и хозяйства, и потому день сопровождался благодарностью за благополучие в сельском труде. Некоторые верующие начинали в этот день новое дело или работу — с молитвой и освящением инструментов. В современном контексте этот праздник напоминает о том, что каждый труд, если он совершается с доброй совестью и ради пользы, имеет духовную ценность.
Другие святые, память которых совершается 31 августа
Кроме Флора и Лавра, 31 августа Церковь также чтит священномученика Иоанна, епископа Памифильского, пострадавшего во времена жестоких гонений на христиан в III веке. Он был известен как благочестивый пастырь и просветитель, мудро управлявший своей паствой. За отказ участвовать в языческих обрядах и за открытое исповедание веры он был схвачен, заключён в тюрьму и подвергнут пыткам. Даже после долгого заключения он не отказался от Христа и был казнён. Его имя внесено в месяцеслов как пример стойкости духовного вождя перед лицом смерти.
Также в этот день вспоминается преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, русский святой XIV века. Он был выходцем из княжеского рода, но отказался от богатства и власти ради монашеской жизни. Посвятив себя подвигу уединения и молитвы, Аркадий стал основателем монастыря и духовным наставником для многих монахов. После смерти его мощи стали почитаться как чудотворные. Он считается покровителем Тверской земли, особенно любим в Новоторжском крае.
Некоторые православные календари также включают память священномученика Андрея, пресвитера, расстрелянного в XX веке в годы советских репрессий. Он служил в небольшом сельском храме и был известен как миролюбивый и скромный священник. Несмотря на угрозы и запреты, он продолжал совершать богослужения и окормлять паству. Был арестован и расстрелян как «враг народа». Его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Российских.
Как отмечался этот день на Руси раньше
На Руси 31 августа называли Флор и Лавр — скотские заступники, и это был один из главных дней в году, связанных с домашними животными. В некоторых регионах в этот день не пахали, не работали с крупным скотом и даже не запрягали лошадей — считалось, что это может привести к падежу или несчастью. В деревнях проводили крестные ходы вокруг деревни и пастбищ с иконой Флора и Лавра, прося у них защиты животных от болезней. Скот освящали святой водой, а детям раздавали угощения, чтобы год был плодородным.
Хозяева дворов в этот день осматривали сараи и хлевы, проводили уборку и обкуривание травами — это считалось оберегом от сглаза и хищных зверей. Женщины пекли особые лепёшки в форме подков или копытца и угощали пастухов, выражая благодарность за уход за скотом. В некоторых селениях было принято не употреблять мясную пищу — в знак уважения к животным, которые кормили семью. День проходил в покое, без шумных гуляний, но с глубокой признательностью за труд и заботу, от которых зависело сельское благополучие.