От ставших привычными офисных небоскребов из стекла и бетона до зданий, утопающих в зелени, от плавных параметрических фасадов до сдержанной «тихой роскоши» — современная архитектура отражает разные ценности нашей эпохи и подстраивается под тренды последних лет. В этом материале Vokrugsveta.ru рассказывает о пяти актуальных стилях современной архитектуры, которые меняют облик городов и влияют на образ жизни горожан.
Деконструктивизм
Деконструктивизм возник в конце 80-х годов XX века в качестве физического выражения идей французского философа Жака Дерриды о деконструкции как о разрушении стереотипов. Поэтому постройки в этом стиле впервые за долгое время позволили себе быть кривыми, изогнутыми, нарушающими привычные схемы из вертикалей и горизонталей.
Нередко строения в стиле деконструктивизма демонстрируют какую-то оптическую иллюзию или играют с пешеходами в другие игры, например, притворяясь «нормальным» домом с одной стороны, а с другой оказываясь зданием необычной формы. Они дерзко выбиваются из окружающего архитектурного ансамбля и сразу становятся объектом всеобщего внимания.
Неудивительно, что деконструктивистские постройки в подавляющем большинстве случаев превращаются в популярные достопримечательности. Примером тому служит Танцующий дом в Праге (1996) — обязательный к просмотру городской объект в программе любого туриста. Его «изюминкой» являются две башни необычной формы, которые изображают танцующую пару.
Еще один яркий пример деконструктивизма представляет собой здание Музея Гуггенхайма (1997) в испанском Бильбао. За трудно поддающийся описанию облик его часто сравнивают с космическим кораблем, птицей, артишоком и распускающейся розой.
Также можно вспомнить Кривой домик, построенный в приморском городке Сопот в Польше в 2004 году как воплощение духа этого милого и уютного места. В нем работают магазины и кофейни, так что зайти внутрь и полюбоваться интерьерами Кривого домика может любой желающий.
Биофильный дизайн
Биофильный дизайн зародился в начале XXI века. «Биофилия», по Эриху Фромму, — это любовь ко всему живому. Поэтому в архитектуре этот стиль фактически является попыткой восстановить связь человека с природой. Ему присущи мягкие и плавные формы, обилие натуральных материалов вроде дерева и камня, интеграция в здания растений и источников воды.
Основная идея этого направления проста — улучшить психологическое и физиологическое здоровье через взаимодействие с окружающей средой. Этому способствует буквально все: натуральные материалы, естественное освещение, обустройство фонтанов и бассейнов, зеленые крыши и стены. Зачастую это энергоэффективные здания, которые обеспечивают себя энергией и дождевой водой для полива растений. В этом биофильный дизайн близок к так называемой устойчивой архитектуре, о которой пойдет речь ниже.
Этот стиль неоднократно был воплощен в жилых и офисных проектах по всему миру, особенно в Европе, Азии, Северной Америке и Австралии. Биофильную архитектуру явно ждет большое будущее — ее внедрению поспособствует развитие «зеленых» стандартов и экологичных технологий, а также необходимость адаптации к климатическим изменениям.
Вероятно, самое известное сооружение в таком стиле на сегодняшний день — это Apple Park, достроенная в 2017 году штаб-квартира американской компании Apple в штате Калифорния с естественным освещением и садово-парковой зоной внутри круглого здания.
Среди других образцов биофильной архитектуры модно назвать покрытые деревьями и кустарниками жилые башни Bosco Verticale («Вертикальный лес») в итальянском Милане, комплекс One Central Park с вертикальными садами в австралийском Сиднее и аэропорт Чанги в Сингапуре, буквально утопающий в зелени.
Параметризм
Параметризм — это стиль цифровой эпохи, молодое направление современной архитектуры, сформировавшееся в 2000-х годах. Зародилось оно на стыке цифрового моделирования и скульптуры: архитектура здесь будто задается через алгоритмы и математические формулы.
Характерные черты этого стиля — динамические поверхности, плавные линии, сложные фасады. Это гибкая архитектура, где каждый параметр подстраивается под контекст, будь то ландшафт или климат. Параметризм популярен в культурных и коммерческих объектах, особенно на Ближнем Востоке, в Азии и Европе.
Одним из самых известных архитекторов, творивших в этом стиле, была Заха Хадид (1950–2016), а теперь эту традицию продолжает основанное ей архитектурное бюро. Именно Заха Хадид спроектировала знаменитый Центр Гейдара Алиева в столице Азербайджана Баку.
Примером параметризма также является Metropol Parasol (2011) в испанской Севилье. Эта гигантская деревянная конструкция с сетчатым узором, которую за ее форму также называют Севильскими грибами. Внутри расположены магазины пространства для мероприятий, а на крыше — кафе и смотровые площадки.
Этот же архитектурный стиль лег в основу разработанного при участии бюро Захи Хадид проекта Международного аэропорта Пекин Дасин, который открылся в 2019 году.
Тихая роскошь
Тихая роскошь — преимущественно интерьерный тренд архитектуры ХХI века, который продвигает утонченность и внутреннюю ценность. Формы сдержанные, цвета нейтральные, материалы высококачественные: благородные камень, дерево и стекло.
Идея этого направления заключается в том, чтобы не заявлять о себе громко, а создавать эклектичный, продуманный, но при этом дорогой облик. Он популярен в интерьерах премиальных загородных домов, дорогих отельных комплексов и резиденций. Этот стиль как будто подстраивается под своего хозяина — человека интеллигентного, но при этом вполне обеспеченного.
Часто термин «тихая роскошь» ассоциируется со стилем old money, однако между ними есть разница. «Старые деньги» делают акцент на антиквариате и фамильных ценностях, на статусе, который передавался из поколения в поколение. Тихая роскошь больше фокусируется на комфорте, качестве материалов и элегантности, которая не имеет временных оттенков, то есть не концентрируется ни на прошлом, ни на будущем.
Устойчивая архитектура
Устойчивая архитектура — ключевое направление XXI века. Sustainability (то есть та самая «устойчивость») — это подход к жизни и строительству, при котором мы используем ресурсы так, чтобы не навредить природе и сохранить их для будущих поколений. Это направление начиналось с концепций энергоэффективности и постепенно приобрело системный подход: такие здания должны гарантировать снижение парниковых выбросов, энергонезависимость и биоразнообразие.
Так же, как и в биофильном дизайне, здесь есть зеленые крыши, солнечные панели, пассивное отопление, локальные материалы. Однако если биофильный дизайн акцентируется на том, как чувствует себя в интерьере или в здании человек, то в центре внимания устойчивой архитектуры — бережное отношение ко всем ресурсам и продление срока службы построек. Основной смысл заключается в том, чтобы здания стали практически замкнутыми экосистемами, не вредящими планете.
Можно не сомневаться, что в ближайшие годы идеи и подходы устойчивой архитектуры будут становиться все более популярными, а здания в этом стиле станут ответом на климатические вызовы.
Воплощением идеи устойчивого подхода к архитектуре является здание CopenHill (2017) в столице Дании Копенгагене, также известное как «Амагер Бакке». Это мусоросжигательный завод с крышей-лыжней, пешеходными и беговыми дорожками, смотровой площадкой, парком и скалодромом.
Еще один образец устойчивой архитектуры — офисное здание The Edge, построенное в 2014 году. Оно практически автономно: энергией его обеспечивают солнечные панели, дождевая вода собирается и очищается в специальном резервуаре, а также подогревается для водоснабжения и отопления.
Похожим образом устроена и Beitou Green Library в Тайбэе — первая «зеленая» библиотека Тайваня с солнечными панелями и системой сбора дождевой воды.
Современная архитектура очень многогранна. Каждый стиль отвечает на какой-то запрос: общественный, оздоровительный, эстетический, экологический и социальный. В их сочетании, будем надеяться, и заключается будущее, в котором здания служат человеку, не разрушая окружающую среду, а украшая ее.