Зловещее эхо из глубины галактики: послушайте, как завывает черная дыра

Астрономы записали эхо на расстоянии 25 000 световых лет

22 июня 2023

Ученые обнаружили жуткое эхо, исходящее от сверхмассивной черной дыры, которая в четыре миллиона раз массивнее Солнца и находится на расстоянии более 25 000 световых лет от Земли. И в этом звуке чего только не услышишь.

Зловещее эхо из глубины галактики: послушайте, как завывает черная дыра

Открытие, сделанное исследователями Астрономической Страсбургской обсерватории во Франции, было сделано после того, как они объединили данные космического телескопа НАСА IXPE (Imaging X-ray Polarimetry Explorer) и рентгеновской обсерватории Чандра о черной дыре по имени Стрелец A*.

Как сообщается на сайте НАСА, полученные данные позволяют предположить, что древний спящий гигант проснулся недавно (около 200 лет назад), чтобы поглотить газ и космические обломки в пределах досягаемости.

Ученые обратились к IXPE, чтобы присмотреться, когда предыдущие рентгеновские исследования обнаружили относительно недавнее рентгеновское излучение гигантских облаков газа в его окрестностях. Учитывая, что большинство космических облаков, называемых «молекулярными облаками», холодные и темные, рентгеновские сигнатуры этих облаков должны были быть слабыми. Но они, напротив, ярко светились.

Ведущий автор исследования доктор Фредерик Марин (Frederic Marin) объяснил: один из сценариев, объясняющих, почему эти гигантские молекулярные облака сияют, «заключается в том, что они на самом деле отражают давно ушедшую вспышку рентгеновского света, что указывает на то, что наша сверхмассивная черная дыра не была такой уж спокойной несколько столетий назад».

Конечно, она не была спокойной — вы только послушайте, как она «завывает».

А теперь представьте, как под эту музыку черная дыра «съедает» звезды. Хотя можно не мучиться, включить аудио и параллельно открыть видео о том, как черная дыра расправляется со звездой.