Жизнь на бегу: ученые выяснили, влияет ли выполнение нескольких дел сразу на результат

Картина получилась неоднородной

22 июня 2022
Lars Zahner / Alamy

Современным людям часто приходится делать несколько дел сразу: совмещать уборку с телефонными переговорами, решать рабочие вопросы во время пробежки до офиса, писать сообщения на бегу.

Человеческому мозгу для решения обыденных и сложных когнитивных задач необходимо управлять множеством нейронных сетей. Из-за совмещения двигательной и когнитивной активностей отделы мозга конкурируют за доступные нейронные сети — этот процесс называется когнитивно-моторной интерференцией (КМИ).

Группа ученых из США изучала, что происходит с мозгом человека, когда он выполняет несколько дел сразу. Биологи исследовали нейронную активность у 26 молодых людей. Участникам было предложено посмотреть на сменяющиеся изображения.

Испытуемые нажимали на кнопку беспроводного игрового контроллера, если представленная картинка отличалась от предыдущей. Когда изображения были идентичными, нажимать на кнопку не следовало. Участники при этом либо сидели, либо ходили по беговой дорожке.

Результаты эксперимента показали, что совмещение разных задач может и повысить, и понизить эффективность. У 14 участников конкуренция между мозговыми отделами повысила производительность и облегчила процесс распознавания картинок при ходьбе. Электроэнцефалография показала: у них изменилась интенсивность работы лобной доли головного мозга. Что касается остальных 12 участников, они на бегу распознавали картинки хуже или так же, как сидя, характер работы мозга остался прежним.

Относительно тех, кто лучше справился с задачами, можно говорить о повышенной гибкости мозга. А значит, для некоторых людей работа над несколькими задачами сразу более результативна и эффективна.

Ученые из США считают, что такие свойства нашего «головного компьютера» могут препятствовать снижению когнитивных способностей при старении и тормозить дегенерацию нейронов. Чтобы подтвердить эту гипотезу, необходимо продолжить эксперимент с пожилыми людьми.

Ученые из Великобритании тоже борются со старением — пока у мышей, но если эксперимент будет удачным, то опыт можно будет применять к людям.