Жители бедных окраин оказались старше самих себя: тяжелая жизнь состарила их прежде времени

Научное исследование с печальным выводом

6 июня 2023
Одна из окраин Санкт-Петербурга с позднесоветской застройкой
Diego Fiore / Stockimo / Alamy

Бедность и депрессия ускоряют ход биологических часов и ведут к раннему старению. К таким выводам пришла международная группа исследователей во главе с учеными из Университета МакМастер (Канада), статья которых опубликована в The Journals of Gerontology, Series A: Biological Sciences and Medical Sciences.

Авторы проанализировали собранные за 20 лет данные о состоянии здоровья, а также об образе и условиях жизни почти полутора тысяч канадцев в возрасте от 45 до 85 лет, и рассчитали разницу между хронологическим и биологическим возрастом этих людей.

Как уже довольно давно известно ученым, среда, в которой мы живем, режим дня, физические нагрузки, питание и другие факторы окружающей среды влияют на работу генов, на их активность во время роста и деления клеток, тем самым определяя скорость старения организма на клеточном уровне, а значит, и продолжительность жизни.

Этот феномен называется эпигенетическими изменениями. Благодаря им хронологический и биологический возраст человека могут различаться. К примеру, с точки зрения хронологии вам может быть 40 лет, а на клеточном уровне — все 50.

Анализ собранной информации показал, что люди, страдающие от депрессии и живущие в бедных, неблагополучных городских районах, биологически стареют гораздо быстрее. Причем ускоряют ход биологических часов и депрессия сама по себе, и тяжелые условия жизни — нехватка денег на самое необходимое, плохие жилищные условия, скученность, преступность и тому подобные трудности.

Так, согласно расчетам ученых, каждый дополнительный балл по «шкале депрессии» на месяц ускоряет клеточное старение и приближает смерть. А люди, которые живут в очень неблагоприятных условиях, с биологической точки зрения на год старше, чем их ровесники, которые не могут пожаловаться на жизнь. Исследователи полагают, что хронический стресс приводит к нарушению регуляции работы физиологических систем организма и его преждевременному износу.

Ранее ученые назвали шесть причин, которые заставляют спешить наши «часы старения».