Когда «часы старения» спешат: названы 6 причин, которые увеличивают биологический возраст

Что нужно делать, чтобы не чувствовать себя стариком? Вот научный ответ

17 октября 2022
Adrian Muttitt / Alamy

Международная группа во главе с российскими учеными, работающими в Гонконге и США, разработала новый алгоритм для измерения биологического возраста. «Часы старения» основаны на искусственном интеллекте, который высчитывает реальные годы человека по состоянию его организма.

Предыдущие технологии включали такие аспекты, как состояние микробиома кишечника, маркеры воспаления в крови, вредные привычки, заболевания. В новом исследовании специалисты решили добавить психологические показатели, которые не учитывали ранее.

Тестирование показало: психологические факторы могут превышать влияние физических заболеваний и таких привычек, как курение.

Что заставляет нас стареть раньше срока:

• постоянное ощущение одиночества и несчастья +1,65 года;

• курение +1,25 года;

• жизнь без супруга +0,59 года;

• беспокойный сон +0,44 года;

• малое количество счастливых моментов в жизни +0,35 года;

• чувство безнадежности +0,28 года.

Таким образом, все причины, вместе взятые, добавляют к возрасту 4,56 года.

Интересно, что методику подсчета реального возраста протестировали на людях с тяжелыми заболеваниями: раком, сердечно-сосудистыми недугами, патологиями печени и легких. Их биологический возраст предсказуемо оказался выше, чем у участников из «здоровой» когорты исследования. Однако все эти болезни совокупно прибавили всего полтора года — намного меньше, чем одиночество.

Авторы отмечают, что, хотя депрессия оказалась опаснее для преждевременного старения, чем курение, эта вредная привычка все равно остается ведущей причиной развития многих видов онкологии и проблем с сердцем и сосудами.

Однако психологическое здоровье должно обязательно учитываться в исследованиях старения. А укрепление психического здоровья можно считать омолаживающей терапией наравне с физическим здоровьем.