Земля до начала времен: как у динозавра из Южной Америки нашлась австралийская «сестра»

Ученые сравнили два черепа и сделали удивительный вывод

19 апреля 2023
Диамантинозавры в представлении художника
Corey Ford / Alamy

Команда палеонтологов из Австралии проанализировала хорошо сохранившийся череп рептилии, найденный в штате Квинсленд. И сравнила его с останками древней особи из Южной Америки. Исследование показало, что это два удивительно похожих зауропода, живших в одно и то же время — около 100 миллионов лет назад. Открытие предполагает, что динозавры свободно перемещались между континентами по сухопутному мосту, которым была Антарктида.

Почти полный череп зауропода обнаружили во время раскопок на территории ранчо на северо-востоке Австралии, близ городка Уинтон. Ученые определили, что это вид Diamantinasaurus matildae, который входит в группу титанозавров — единственных зауроподов, живших до конца Мела и вымирания динозавров 66 миллионов лет назад.

Так, вероятно, выглядела Энн

Найденному представителю дали имя Энн: как все зауроподы, она имела экстремально длинную шею, заканчивающуюся маленькой головой. Тело в длину было около 24 метров и весом примерно 27 тонн — в три раза тяжелее тираннозавра Рекса. Жила Энн от 98–95 миллионов лет назад.

Австралийские исследователи обратили внимание на поразительное сходство черепа с костями, описанными в работе коллег из Аргентины 2016 года. Тогда на юге страны в провинции Чубут были обнаружены останки титанозавра Sarmientosaurus musacchioi. Чтобы проверить свое предположение, команда провела детальное сканирование Энн.

«Анализируя останки, мы обнаружили сходство между черепом Энн и черепом сармиентозавра, который жил в Южной Америке примерно в то же время, что диамантинозавр жил в Квинсленде. Эти сходства включают детали черепной коробки, кости, образующие заднюю часть черепа возле челюстного сустава, и форму зубов», — объясняет палеонтолог Стивен Поропат.

Тот факт, что эти два динозавра тесно связаны, означает, что зауроподы могли перемещаться из Южной Америки в Австралию и обратно. Австралийская находка подтверждает давнюю гипотезу: динозавры бродили через Антарктиду, которая тогда была свободна ото льдов.

Сегодня может быть тяжело поверить, но в «тепличном» климате Мела Антарктика была территорией с пышными лесами и другой растительностью. Более того, 95 миллионов лет назад она объединяла Австралию, Новую Зеландию и Южную Америку — это был осколок суперконтинента Гондваны.

Ранее, в 2011 году на территорию самой Антарктиды нашли окаменелость динозавра с длинной шеей. Данных было слишком мало для глобальных выводов, однако уже тогда озвучили гипотезу о сухопутном мосте. Подтвердить ее было непросто, так как череп зауропода — находка редкая. Их маленькие головы состояли из нежных тонких костей, которые быстро разлагаются. Поэтому возможность сравнить хорошо сохранившиеся экземпляры с разных континентов — большая удача.