«Зеленый роутер»: ученые из Москвы и Тель-Авива раздали Wi-Fi через кактус

Это открывает новые возможности в области беспроводной связи

15 июня 2022
«Зеленый роутер»: ученые из Москвы и Тель-Авива раздали Wi-Fi через кактус
Нопаль из семейства опунций
Judy Waytiuk / Alamy

Находясь на природе, мы зачастую теряем связь с внешним миром, в том числе и с его цифровыми «ниточками» — сетями Wi-Fi, специально или невольно устраивая себе цифровой детокс.

Недавно ученые из МФТИ и Тель-Авивского университета решили изучить, каким образом деревья и растения способны блокировать работу радиочастотных систем. Но в результате выяснилось, что растения могут не только создавать помехи интернет связи, но и, напротив, выступать в качестве «зеленых роутеров». Исследование опубликовано в журнале AIP Publishing.

Сначала перед учеными стояла задача повысить урожайность растений с использованием их электродинамических свойств, а затем — применить новые знания для улучшения Wi-Fi-связи в лесопарках.

«У живой системы разные электродинамические параметры. Изучая их с помощью методов СВЧ, мы отслеживаем динамику роста растений и можем наметить грамотный и своевременный уход».

Исследователи стали выяснять, в каких случаях листья могут стать электромагнитными резонансными «приборами», которые влияют на качество связи вплоть до ее блокировки. Одновременно ученые пытались решать и обратную задачу: как использовать живую систему для излучения сигнала?

«В этом моменте появилась антенна из кактуса. Она стала реальной проверкой всех наших гипотез», — вспоминает Филонов.

По его словам, теперь ученые знают, как устроено растение с точки зрения электродинамики, каким образом оно может влиять на сигнал.

Дело в том, что высокое содержание воды внутри растений вызывает множественные электромагнитные резонансы. Например, стебли кактуса нопаль почти на 75–85% состоят из воды. Это качество позволило использовать «цветок одиноких людей» в качестве растительной широкополосной антенны, которая работает в диапазонах связи Wi-Fi от 900 МГц до 7,7 ГГц.

Ученые надеются, что использование растений в качестве функциональных электромагнитных элементов поспособствует развитию «зеленых технологий».