Запечатывали смолой и бросали: историки показали ручные гранаты времен Крестовых походов
Фото
Science History Images / Alamy

Среди множества сфероконических сосудов, характерных для средневекового Ближнего Востока, ученые выделили группу с новым содержимым. Анализ показал, что кроме масла, духов, лекарств или пива, в подобном сосуде могло находиться взрывчатое вещество. Но не для хранения — емкость вместе с содержимым могла быть оружием.

Археологи находили керамические сосуды с коническим основанием и корпусом в форме сферы по всему Ближнему Востоку. Они были распространены с IX по XV век.

Новое исследование сосудов XI–XII веков, найденных в Армянских садах Иерусалима, провели с использованием нескольких современных методов, в том числе масс-спектрометрии, газовой хроматографии, световой микроскопии и других.

Осколок «гранаты» времен боев за Иерусалим
Фото
Robert Mason, Royal Ontario Museum

Один из проанализированных черепков — с очень толстыми стенками и без украшений — содержал остатки химических ингредиентов для взрывного устройства. Все данные, по словам ученых, указывают на то, что это могла быть средневековая ручная граната.

Как предполагают эксперты, такое оружие использовали мамлюки — египетское военное сословие — в том числе против крестоносцев. Гранаты запечатывали смолой и бросали в укрытия христианских воинов — они производили громкие звуки и яркие вспышки света.

Ранее исследовали считали, что такие сосуды содержали черный порох, завезенный из Китая. Новые данные говорят, что это было взрывчатое вещество местного производства.

Исследование опубликовано на портале Journals.plos.org.