Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Лошадь не ест салат из огурцов»: как скромный немецкий учитель внес свой вклад в изобретение телефона

В начале XIX века жизнь человечества изменил электрический телеграф. Но возможность передачи голоса на расстояние продолжала казаться сказкой. Первым ее сделал былью Иоганн Филипп Райс

Успешное внедрение беспроводного телеграфа к середине XIX века заставило ученых задуматься: а нельзя ли приспособить электрические волны для передачи не только тире и точек, но и живого человеческого голоса?

«Лошадь не ест салат из огурцов»: как скромный немецкий учитель внес свой вклад в изобретение телефона
Учитель математики из Франкфурта-на-Майне Иоганн Филипп Райс в лаборатории
Источник:

Getty Images

Одним из первых эксперименты в этом направлении начал в 1837 году американский физик Чарлз Графтон Пейдж. Он придумал конструкцию, в которую входили камертон, электромагнит и гальванические элементы. Издавая звук, камертон замыкал и размыкал цепь, сигнал передавался на электромагнит, и тот быстро притягивал и отпускал стальной стержень. Стержень в результате колебаний издавал звук, похожий на тот, что производил камертон. Этот эффект Пейдж назвал гальванической музыкой. Конечно, такой «музыке» было еще далеко до передачи человеческой речи.

Солнце из сахара

Следующий шаг сделал французский инженер Шарль Бурсель, служивший инспектором парижского телеграфа. 18 августа 1854 года Бурсель направил в журнал L'Illustration письмо, в котором высказал идею преобразования звуковых колебаний в электрический ток, а после его передачи на расстояние — обратного преобразования тока в звуки.

Француз создал первый прототип микрофона — прибора, конвертирующего электрические колебания в звуковой сигнал. Но разработанное им устройство так и не смогло трансформировать электрический ток обратно в чистые звуки человеческого голоса.

Возможно, Бурсель и смог бы довести до ума свою идею, но его смутил скептицизм окружающих. В частности, редактор L'Illustration хоть и опубликовал статью, но подверг высказанные там идеи резкой критике. Однако в сентябре того же 1854 года статью перепечатало немецкое издание Didaskalia, выходившее во Франкфурте-на-Майне. Там ее прочитал местный учитель математики Иоганн Филипп Райс. И был так впечатлен, что решил приступить к практической реализации идей Бурселя.

«Лошадь не ест салат из огурцов»: как скромный немецкий учитель внес свой вклад в изобретение телефона
Иоганн Филипп Райс, демонстрирующий свой «музыкальный телефон»
Источник:
Getty Images

Первый прототип аппарата, названного Райсом telephon («дальноговоритель»), появился на свет в 1858-м, еще крайне несовершенный. Он состоял из деревянного «уха» с растянутой на нем мембраной, сделанной из свиного мочевого пузыря.

К «уху» был присоединен платиновый электрод, при вибрации от человеческого голоса размыкавший и замыкавший соединение с электрической батареей. Слова человеческого голоса заставляли «ухо» вибрировать, после чего медные провода переносили эти вибрации в виде электрического тока в другую комнату.

Там провода соединялись с вязальной спицей, помещенной в скрипку. Корпус скрипки усиливал вибрации спицы, когда она поочередно намагничивалась и размагничивалась. Любой, кто стоял возле скрипки, мог приблизительно расслышать, что произносилось в «ухо» в другой комнате. Но слова можно было разобрать с большим трудом. Свидетели одного из ранних экспериментов Райса думали, что тот говорил: «Солнце состоит из сахара». А на самом деле он сказал: «Солнце сделано из меди».

Что не ест лошадь

Райс написал статью о своих экспериментах, озаглавленную им «В лучах энергии», и отправил ее на публикацию в научный журнал Annalen der Physik. Однако издатель журнала профессор Иоганн Поггендорф отверг текст — на основании того, что все это, дескать, несбыточные фантазии.

«Лошадь не ест салат из огурцов»: как скромный немецкий учитель внес свой вклад в изобретение телефона
«Музыкальный» телефон» Иоганна Филиппа Райса

Но педагог не сдавался и 26 октября 1861 года продемонстрировал перед Физическим обществом Франкфурта, в рядах которого состоял, усовершенствованный вариант устройства. В частности, приемник новой разновидности «телефона» отличался от прежней модели тем, что корпус скрипки был заменен коробкой, на которую помещался соленоид. Это улучшило слышимость, но, как оказалось, незначительно.

Чтобы показать возможности своего аппарата, Райс послал трудную для понимания немецкую фразу: Das Pferd frisst keinen Gurkensalat («Лошадь не ест салат из огурцов»). Возникшие при передаче звука искажения сделали слова очень неразборчивыми.

Оказалось, музыку аппарат Райса передает на расстояние куда лучше, чем слова. Дело в том, что изобретенный им передатчик не мог регулировать силу звука. Он был способен передавать только частоту с фиксированной амплитудой, а при таком способе не получалось воспроизвести все тонкости человеческого голоса.

Изобретатель не успокоился и менее чем через два года разработал третью модификацию «телефона», она была продемонстрирована все тому же Физическому обществу 4 июля 1863 года. На сей раз передатчик размещался в деревянном кубе, в боковые грани которого были встроены трубка и несколько упрощенный аппарат Морзе, использовавшийся для передачи сигнала. Кроме того, устройство было снабжено небольшой чашей с ртутью, в которую опускался штифт, связанный с мембраной, чтобы изменять электрическое сопротивление.

Расходящиеся лучи

Говорят, третья модель все так же не впечатлила членов Физического общества, а среди скептиков якобы оказался даже ученый и бизнесмен Вернер фон Сименс, славившийся своей прозорливостью в отношении изобретений.

Тем не менее Райс сумел договориться с франкфуртскими и венскими предпринимателями о производстве небольшой партии третьей модели. Правда, главным образом в качестве занятной детской игрушки. Хотя один экземпляр телефона приобрел лондонский Музей науки и произвел с ним несколько демонстраций. А английский профессор Дэвид Хьюз, который провел тестирование телефона Райса в 1865 году в Санкт-Петербурге, говорил, что смог с его помощью «успешно передать и принять все музыкальные тона и несколько произнесенных слов».

«Лошадь не ест салат из огурцов»: как скромный немецкий учитель внес свой вклад в изобретение телефона
Телефонная станция в Лондоне. 1883 год
Источник:
Getty Images

Но наибольшее значение для научно-технической истории человечества составил тот экземпляр телефона Райса, который приобрел для себя Смитсоновский институт в Вашингтоне.

В первых числах марта 1875 года знаменитый физик Джозеф Генри продемонстрировал эту занятную вещицу никому не известному тогда выходцу из Шотландии Александеру Грейаму Беллу — педагогу, работавшему с детьми с нарушениями слуха. Самого Райса на тот момент уже больше года не было в мире живых: 14 января 1874 года в возрасте сорока лет он скончался от туберкулеза, мучившего его еще с молодости.

Дальнейшая история хорошо известна. Александер Белл продолжил эксперименты с телефоном и 14 февраля 1876 года первым зарегистрировал патент на устройство, полностью изменившее человеческое общение.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, октябрь 2021, частично обновлен в октябре 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения