Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Когда лампочка не зажглась: великие провалы Томаса Эдисона

Лампа накаливания за годы своего существования превратилась в символ озарения: пришла удачная идея — как будто загорелась лампочка. Но даже у считающегося создателем лампочки Томаса Эдисона некоторые такие идеи оборачивались неудачами

«Вокруг света» уже рассказывал, что Томас Алва Эдисон (1847-1931) не изобрел лампочку накаливания в прямом смысле этого слова.

«За всю жизнь у меня не было ни единой идеи. Мои так называемые изобретения уже существовали вокруг — я их вытащил на поверхность. Я ничего не создал. И никто не создает. Идея никогда не рождается в голове, все приходит из внешнего мира», — как-то сказал Эдисон.

Когда лампочка не зажглась: великие провалы Томаса Эдисона
Источник:
Ivan Chiosea / Alamy

Его главный талант заключался в умении разглядеть потенциал в чужих изобретениях и нужным образом усовершенствовать их. Но порой этот подход приводил Эдисона к дорогостоящим неудачам.

Электромагнитный сепаратор руды

К концу XIX века залежи железа в восточной части США были почти исчерпаны, а возить металл из богатых высокопроцентной рудой штатов Среднего Запада было дорого. Между тем Америка потребляла очень много стали и железа, и Эдисон решил найти экономичный способ очистить низкосортную руду, которую еще добывали на Востоке.

Суть придуманной изобретателем технологии состояла в том, чтобы дробить глыбы руды до состояния порошка, а затем при помощи магнитов отделять частицы железа от других составляющих породы. В 1881 году Эдисон основал Edison Ore-Millling Company. Он купил в штате Нью-Джерси старую шахту и построил при ней фабрику, на которой испытывал свои изобретения.

Когда лампочка не зажглась: великие провалы Томаса Эдисона
Edison Ore-Millling Company
Источник:
Wikimedia Commons

Спрос на продукцию был весьма скромный, и Эдисон регулярно закрывал производство, чтобы переделать оборудование, опробовать новое изобретение, заменить неэффективные системы.

Завод приносил одни убытки, Эдисон терял доверие сотрудников и астрономические суммы денег. В конце концов от него отвернулись инвесторы, а рабочие и мастера начали массово увольняться. Постоянные вливания средств, ради которых пришлось даже продать акции General Electric, не помогли. Эдисон потратил больше десяти лет и свыше двух миллионов долларов, оказался по уши в долгах — и только тогда признал эксперимент неудачным.

Впрочем деятельный бизнесмен сразу нашел себе новое дело. Он знал, что после обработки руды оставалось много песка, который был нужен производителям бетона. Поэтому Эдисон решил запустить собственный бизнес в этой сфере.

Я леплю из цемента

Из цемента можно сделать все, что угодно: заливаешь раствор в нужную форму, и пожалуйста. В 1899 году Эдисон основал компанию Edison Portland Cement Co. и принялся экспериментировать. Он разработал новый сушильный барабан для цемента, в два раза длиннее обычных. Производительность повысилась настолько, что его фирма сначала стала самым крупным производителем цемента в США, а потом цемента стало так много, что цены на него упали. 

Тогда изобретатель решил зайти с другой стороны: создать спрос на изделия из цемента. Осталось только предложить покупателям новые незаменимые уникальные вещи. Например, полностью бетонные дома: на земле собирали огромную железную форму — стены, крыши, лестницы, камины, трубы, ванны, даже лепнина на потолке были заложены в план. Затем в форму заливали бетон.

В патенте, полученном в 1917 году, во вводной части Эдисон пишет: «Такое здание не боится ни насекомых, ни пожаров, и в нем легко поддерживать чистоту», а на все работы требуется один день.

Когда лампочка не зажглась: великие провалы Томаса Эдисона
Строительство дома по технологии Эдисона
Источник:
Wikimedia Commons

По предложенной Эдисоном технологии возвели несколько домов, часть из которых доказала свою долговечность — они сохранились до наших дней. Тогда почему проект оказался неудачным? 

Проблема заключалась в стоимости формы для заливки. Она состояла из 2300 частей и стоила 175 тыс. долларов: непомерно много для маленьких строительных компаний. При этом, крупные компании, которые могли позволить себе такие расходы, не желали отказываться от традиционных методов строительства. Кроме того, выяснилось, что заливку надо проводить в несколько этапов — на практике стройка занимала две-три недели. В итоге бетонные дома Эдисона так и не стали популярными.

Не только дома

В поисках нового применения бетона Эдисон решил создать сверхпрочную мебель. Он мечтал делать из легкого бетона кровати, шкафы для граммофона и даже холодильники. Он создал несколько образцов и отправил на выставки в Чикаго и Новый Орлеан, причем надпись на упаковке гласила: «Просим вас обращаться с этим предметом как можно грубее». Увы, эти предметы не понравились потенциальным покупателям и больше на выставках не демонстрировались.

Затем Эдисон решил соорудить из бетона фортепиано, и на фабрике Lauter изготовили несколько образцов для его экспериментальной студии, но, к сожалению, не сохранилось сведений о том, как звучал этот уникальный инструмент. Конечно, из легкого бетона был сделан только корпус пианино, но все же… Зато точно известно, что Эдисон не запатентовал это изобретение.

Когда лампочка не зажглась: великие провалы Томаса Эдисона
Томас Эдисон с обычным и бетонным шкафами для граммофона
Источник:
Library of Congress

Хотя запустить производство бетонной мебели у Эдисона не получилось, компания Edison Portland Cement Co. исправно поставляла «чрезвычайно долговечный» цемент для строительства завода Генри Форда в Ривер Руж с 1917 года и стадиона Yankee Stadium в Бронксе в 1922-23 годах. После этого компания протянула еще несколько лет, но обанкротилась в Великую депрессию.

Фото в анонсе: Digital Image Library / Alamy / Legion Media

Что еще почитать по теме

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения