Осло, Норвегия. Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов выступает с речью на церемонии вручения Нобелевской премии мира. О присуждении этой премии Муратову и филиппинской журналистке Марии Ресса стало известно в начале октября. Они получили Нобелевскую премию «за их усилия по защите свободы выражения мнений, которая является предпосылкой демократии и прочного мира».
В начале своего выступления Муратов повторил фрагмент Нобелевской речи Андрея Сахарова (академик получил Нобелевскую премию мира в 1975 году, но речь от его имени в Осло тогда произнесла супруга Сахарова — Елена Боннэр), указав на неразрывную связь между миром, прогрессом и правами человека. За прошедшие полвека мысль Сахарова, по мнению Муратова, не утратила своей важности.

Почему мир разлюбил демократию? Мир разочаровался в правящих элитах. Мир потянулся к диктатуре. Возникла иллюзия, что прогресса можно достичь технологиями и насилием, а не соблюдением прав и свобод человека. Такой вот прогресс без свободы. Такое молоко без коровы. Диктатуры обеспечили себе упрощенный доступ к насилию.
В своей речи Муратов также затронул темы милитаристской риторики, звучащей из уст пропагандистов, гибридных войн, уголовного преследования по политическим мотивам и пыток заключенных в тюрьмах.

Увы, мы все чаще слышим о пытках, применяемых к заключенным и задержанным. Людей пытают, чтобы сломить, чтобы увеличить жестокость наказания за рамками приговора. Это дикость. Я выступаю сейчас и здесь с инициативой создания Международного трибунала против пыток, задача которого собирать данные о применении пыток в разных частях света и государствах. Установить палачей и их хозяев, причастных к подобным преступлениям. Надеюсь, конечно, в первую очередь, на журналистов-расследователей со всего света. Пытки должны быть признаны тяжелейшим преступлением против личности.
Наконец, Муратов указал на серьезные проблемы в сфере соблюдения прав человека в России и отметил, что российская журналистика сейчас переживает темные времена: многие представители профессии получили статус «иностранных агентов», а некоторые журналисты, включая нескольких сотрудников «Новой газеты», погибли, выполняя профессиональный долг.

Давайте встанем и почтим минутой молчания наших с Марией Рессе коллег-репортеров, отдавших жизни за эту профессию, и поддержим тех, кто подвергается преследованиям. Я хочу, чтобы журналисты умирали старыми.
Свою часть премии Дмитрий Муратов пообещал направить на помощь больным людям и поддержку независимой журналистики.