Взрыв острова и закрывший Солнце пепел: что вулканологи узнали благодаря средневековым монахам?

Хроники тысячелетней давности помогли современной науке

6 апреля 2023
Zvonimir Atletić / Alamy

Чем было заниматься в Средневековье? Землю вспахал. Скот выгулял. И лежи себе, наблюдай за ночным небом. Монахи в те времена так и поступали. И как бы между делом невольно зафиксировали одни из крупнейших в истории извержений вулканов.

За вдохновением для своего нового исследования международная группа геологов обратилась к великому японскому поэту Фудзивара-но Тэйка. В своих дневниках он описывал необычайно долгое и темное лунное затмение в декабре 1229 года. И особенно отметил, что Луна как будто полностью исчезла.

Современные исследователи взяли эти записи и десятки других лунных наблюдений, сделанных средневековыми учеными, священнослужителями и монахами, чтобы точно определить время и последствия извержений вулканов с 1100 по 1300 год. И выяснили, что эти извержения повлияли на климат и даже привели к Малому ледниковому периоду.

Малым ледниковым периодом называют промежуток между 1300 и 1850 годами. Средние температуры в Европе в то время были примерно на 0,5 °C ниже, чем в предыдущем тысячелетии. Одно из объяснений такого похолодания кроется в рекордно высоком уровне активности вулканов в XII–XIII веках. Их пепел попадал в атмосферу и отражал в космос солнечный свет и тепло.

При этом даты, когда на Земле происходили мощные извержения вулканов с серьезным выбросом пепла, совпадали с описаниями необычайно темных лунных затмений. Которых с 1100 по 1300 годы насчиталось (по летописям) 64 штуки. На страницах журнала Nature исследователи также сообщили о том, что в пяти из этих случаев луна была исключительно темной, а в шести средневековые монахи столкнулись с «кровавыми лунными затмениями», порожденными крупными извержениями.

Одним из таких извержений, как удалось выяснить геологам, стал уже известный ранее взрыв индонезийского острова Самалас в 1257 году. А вот пять остальных катаклизмов до сих пор известны не были.

Ученые считают, что определение точных дат извержений поможет им открыть другие следы катастроф, а дальнейшее изучение позволит более точно оценить вклад вулканов в Малый ледниковый период.

Это не первый случай, когда ранние столетия выручают современных исследователей — однажды они разглядели взрыв сверхновой на монете XI века.