Исключением стали только хаски

22 декабря 2023

Filippo Carlot via Legion Media

Зоологи из Научного университета Тейке (Япония) обнаружили, что причиной преобладания у домашних собак карих глаз может быть выбор человека. По результатам нового исследования, люди предпочитают собак с темными глазами, потому что они кажутся более безопасными и дружелюбными. Ведь у вас не возникнет желания почесать за ушком волка, когда он посмотрит в вашу сторону своими холодными светлыми глазами, говорят авторы. Вероятно, один из факторов здесь — цвет глаз. И возможно, люди повлияли на это путем отбора. Аргументы ученых и описание эксперимента опубликованы в Журнале Royal Society Open Science.

Хотя собаки как вид отделились от волков всего 20–40 тысяч лет назад, многие внешние признаки тех и других теперь сильно отличаются. Что касается цвета глаз, у большинства волков он желтый, некоторые особи бывают голубоглазыми. А у домашних собак глаза, как правило, карие, за редким исключением, как хаски, которые и в остальном больше остальных пород напоминают своих диких предков.

Zoonar via Legion Media

Эволюция по дружбе

Предыдущие многочисленные исследования уже показывали, что люди влияли на внешность собак и в ходе совместной эволюции даже меняли ее. С тех пор, как эти животные были одомашнены, человек выбирал наиболее мирных, дружелюбных и послушных животных, которые хорошо служили ему и были безопасны для него.

При этом собаки учились у людей мимике, перенимали наиболее выгодные гримасы: как показала одна научная работа — даже взяли на вооружение детские выражения лица, которые умиляют и располагают хозяина. Такие черты напоминают нам наших собственных малышей, и тогда собака становится не только компаньоном или слугой, но и пушистым детенышем, которого особенно любят.

Поэтому ученые предполагают, что такой повсеместно закрепленный признак, как общий цвет глаз, тоже был чем-то выгоден для обеих сторон. И мог быть сформирован под влиянием человека.

Filippo Carlot via Legion Media

Чтобы проверить гипотезу, команда организовала эксперимент: 142 участникам показывали фото собак 33 пород — от корги до ирландского волкодава. Некоторые снимки были отредактированы, на них карие глаза сделали темнее, светлее или же заменили другими. Добровольцы оценивали дружелюбие, агрессивность, зрелость, интеллект собак.

Результаты показали, что чаще считали дружелюбными животных с темными глазами: они получали выше оценки по общительности, неагрессивности. Также их воспринимали, возможно, как не самых умных и зрелых, но как более похожих на молодых щенков. По выводам авторов, в случае такого же восприятия у наших предков, которые одомашнивали псов, наличие больших темных глаз могло оказаться более выгодным.

Зачем волкам светлые глаза

Желтые радужки полезны для общения в дикой природе, они делают заметнее размер и направление зрачков. Животные эффективнее могут передавать сообщения для доминирования и указывать что-либо взглядом. Но 90% одомашненных родственников волков предпочли все-таки закрепить как признак темные карие глаза — возможно, потому что для их новой среды обитания с людьми они выглядели менее угрожающими, а передавать сообщения человеку можно было по-другому.

Zoonar GmbH RM via Legion Media

Ученые считают, что мы также можем предпочитать темный цвет глаз, потому что зрачки кажутся больше, как у человеческих младенцев.

Реакция других ученых

Коллеги исследователей неоднозначно отнеслись к работе. Одни эксперты вдохновились результатами и предложили проверить справедливость выводов на более чем 350 существующих пород собак. А также посмотреть, быстрее ли темноглазые собаки адаптируются в доме. Пока, по статистике приютов, собакам со светлыми глазами труднее найти дом.

Другие критики отметили, что исследование поднимает интересные вопросы, но причинно-следственная связь может быть и обратной. Люди могли предпочитать карие глаза питомцев, потому что у большинства собак они такие, и это то, к чему человек привык за долгие годы. Кроме того, у взрослых псов расширенные зрачки могут означать, что собака на взводе, и совсем не располагают к тому, чтобы ее чесать за ушком в этот момент.

Как служат человеку 20 крупнейших пород собак, читайте в материале Vokrugsveta.ru.