Встреча будет последней: как увидеть комету неандертальцев? Рассказываем, когда и куда смотреть

В конце января 2022 года мимо Земли пролетит ледяная глыба из дальних закоулков Солнечной системы

10 января 2023
Комета Neowise над городом Киль в Германии 8 ноября 2020 г.
CHROMORANGE

Астрономы из Парижской обсерватории и Калифорнийского технологического института назвали даты, когда лучше всего будет видна «комета неандертальцев». C/2022 E3 (ZTF) была обнаружена недавно, и она направляется к нашей планете впервые за последние 50 тысяч лет. В прошлый раз ее могли наблюдать еще наши «двоюродные родственники», ходившие тогда по Земле.

Впервые «редкого гостя» заметили с помощью переходной установки Цвикки в Паломарской обсерватории (США) в марте 2022 года. Ученые подсчитали, что она приблизится к Солнцу, а затем к Земле, в первые недели 2023 года. Перигелия (ближайшей точки к Солнцу) она достигнет 12 января, затем сделает петлю и полетит к нашей планете.

Диаметр этого сгустка льда и пыли с зеленоватым свечением — всего около километра. Это намного меньше, чем у предыдущей видимой кометы NEOWISE, которая появлялась в 2020 году, и у кометы Хейла — Боппа диаметром около 60 километров, что могло быть даже потенциально опасно для планеты.

Как увидеть комету?

Ранее сообщалось, что ближе всего к Земле Е3 окажется 1 февраля — в 42 миллионах километров от нас. Тогда она и будет ярче всего, на нее можно будет посмотреть в хороший бинокль или даже невооруженным глазом. Но при двух условиях: если небо будет чистым и вдали от городских огней.

Dan Bartlett/NASA/AFP

В ожидании события специалисты проанализировали другие факторы. Выяснилось, что наблюдению в этот день может помешать полная Луна.

Николас Бивер

Для наблюдений в Северном полушарии подойдет последняя неделя января, когда комета пройдет между созвездиями Малой и Большой Медведицы. Новолуние 21-22 января даст хороший шанс звездочетам.

— Мы также можем получить приятный сюрприз, и объект может быть в два раза ярче, чем ожидалось, — отметил астрофизик.

По оценкам профессора физики Калифорнийского технологического института Томаса Принса, который работает на установке Цвикки, еще одна возможность будет у любителей астрономии 10 февраля, когда Е3 будет проходить ближе к Марсу.

По информации ученых, долгопериодическая C/2022 E3 (ZTF) происходит из Облака Оорта — гипотетической сферической области на границе Солнечной системы, наполненной ледяными объектами. Последний раз она пролетала мимо Земли в период верхнего палеолита, а вот следующего визита, по словам экспертом, может и не быть. После этой встречи комета может быть «навсегда выброшена из Солнечной системы».

Наблюдать за кометой, конечно, будут не только любители: космический телескоп Джеймса Уэбба нацелится на нее, чтобы ученые узнали больше о дальних уголках Солнечной системы.