Вспомнить все: ученые выяснили, как одна мелодия или запах возвращают нас в события прошлого

Оказалось, что отдельная часть мозга собирает эти сигнальные фрагменты

14 июля 2022

Нейробиологи из Рокфеллеровского университета (США) провели исследование механизмов работы памяти и выяснили, что воспоминания хранятся не только в гиппокампе, как считалось ранее. Статья об этом была опубликована в журнале Nature.

Kiyoshi Takahase Segundo / Alamy via Legion Media

Исследование дало новое понимание процесса обработки и воспроизведения памяти. Эксперименты показали, что детали, за которые цепляются наши воспоминания, откладываются в префронтальной коре. Например, когда мы слышим музыку или какое-то слово, чувствуем знакомый запах или вкус, то мысленно возвращаемся в давно забытый день из прошлого.

Чтобы зафиксировать, процессы, происходящие в этот момент в мозге, ученые разработали метод записи и управления нейронной активности одновременно из нескольких областей мозга. Во время экспериментов лабораторных мышей помещали в «бесконечный коридор» виртуальной реальности, в котором они посещали разные комнаты, где испытывали разный опыт. Мыши передвигались по сенсорной дорожке и получали многосторонние впечатления от звуков, запахов, вкусов, образов, сенсорных и других ощущений.

В итоге у них закреплялись ассоциации между каждой комнатой и определенными сигналами. Позже, когда они получали какой-то из сигналов (звук, запах и т.д.), то вспоминали весь свой опыт, связанный с этой деталью и понимали, чего ждать дальше. Например, одни сигналы вызывали воспоминания о неприятном сильном ветре, а другие — радость от полученной сладкой воды.

Аппаратура при этом фиксировала, как взаимодействуют разные области мозга, чтобы вызвать воспоминания. Выяснилось, что нейроны префронтальной коры обращались к нейронам в гиппокампе, передавая сенсорные детали, которые запомнили, туда, где хранятся основные объемы информации.

«Энторинально-гиппокампальный путь — хорошо изученная цепь, включающая гиппокамп и окружающую его область, действительно необходим для формирования и хранения переживаний. Но отдельные сенсорные функции, как оказалось, передаются префронтальным нейронам. Это говорит о том, что существует специальный путь для воспроизведения памяти, отдельный от формирования памяти»

Благодаря такому разделению любого отдельного сигнала достаточно, чтобы активировать префронтальную кору, которая затем обращается к хранилищу гиппокампа. В результате одно впечатление возрождает в памяти день, время, место и обстоятельства — всю полноту опыта, полученного в конкретный момент.

По словам исследователей, новое понимание процесса воспроизведения памяти может сыграть важную роль в поиске методов лечения болезни Альцгеймера.

Использованы материалы: The Rockefeller University