Все дело в буром жире: ученые объяснили, кому и почему полезно дрожать от холода

Удивительно, но реакция на холод снижает риск развития серьезных болезней

23 сентября 2022
Legion Media

Новое исследование представили ученые Маастрихтского университета на ежегодной встрече Европейской ассоциации по изучению диабета (EASD) в Стокгольме. Они выяснили: если человек мерзнет до дрожи, у него улучшается толерантность к глюкозе, снижается уровень сахара и жира, а также понижается давление.

А теперь подробности. Ученые не первый раз обращают внимание на то, как люди реагируют на холод. Если человек мерзнет, у него из крови быстрее выводится глюкоза. Помогает этому так называемый «бурый жир».

Адам Селлерс

«Бурый жир — метаболическая система обогрева внутри нашего организма. Он вырабатывает тепло и предотвращает отложение калорий в виде обычного белого жира».

Бурый жир активируется, когда человек ест или болеет. Но у пожилых людей, а также людей с ожирением и диабетом, его активность снижена, объясняет Селлерс.

Предыдущее исследование подтвердило это теорию. Так, у пациентов с диабетом 2-го типа, которых каждый день «умеренно адаптировали» к холоду (по 6 часов в день в помещении, где температура воздуха не превышала 14-15 градусов), заметно улучшилась чувствительность организма к инсулину. А если человека во время холода начинает бить озноб, то есть в работу включаются мышцы — метаболический эффект усиливается.

«Когда нам холодно, мы можем активировать наш бурый жир, потому что он сжигает энергию и выделяет тепло, чтобы защитить нас, — рассказывает Селлерс. — Если мышцы механически сокращаются или дрожат, тоже выделяется тепло. А так как в организме человека значительно больше мышц, чем бурого жира, дрожь может сжигать даже больше калорий и выделять еще больше тепла».

Эти наблюдения ученые из Нидерландов дополнили своим исследованием, в котором участвовали 15 добровольцев в возрасте 40-75 лет (женщины в постменопаузе) с избыточным весом или ожирением.

На протяжении 10 дней участников эксперимента «морозили» — снижали температуру с +32 до +10 градусов. Ученые старались добиться такого эффекта, чтобы испытуемые дрожали от холода не менее одного часа в день. При этом к людям прикрепили специальные датчики, которые регистрировали электрическую активность мышц. А до и после начала эксперимента измеряли уровень глюкозы, частоту пульса и давление.

«Полученные данные показали, что многократный озноб значительно снижает у человека среднюю концентрацию глюкозы в крови натощак и улучшает толерантность к глюкозе на 6%», — сделали вывод исследователи.

Кроме того, после эксперимента у людей на 32% снизился уровень триглицеридов — жиров, которые являются основным источником энергии для организма, и на 11% — свободных жирных кислот в крови. А значит, снизился и риск сердечно-сосудистых заболеваний. Что касается давления: систолическое (верхнее) понизилась примерно на 10 мм. рт. ст., а диастолическое (нижнее) — на 7 мм рт. ст.

Конечно, авторы не исключают, что на результаты исследования могли повлиять и другие факторы, например, генетика или образ жизни.