Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

В подвеске раздается хруст: что такое ШРУС и как понять, что его пора заменить

Выход этого узла из строя чреват проблемами и немалыми расходами на ремонт

26 октября 2023

Среди расходных материалов и узлов, которые необходимо заменить на вашем автомобиле во время очередного техобслуживания, механик вполне может назвать загадочный ШРУС. Vokrugsveta.ru рассказывает, что такое ШРУС и для чего он нужен в машине, а также почему этот механизм выходит из строя.

В подвеске раздается хруст: что такое ШРУС и как понять, что его пора заменить

ШРУСами оснащены все современные переднеприводные автомобили, а у полноприводных машин с независимой задней подвеской такие шарниры стоят на всех четырех полуосях

Источник:

Legion Media

Что такое ШРУС

Аббревиатура ШРУС расшифровывается просто — шарнир равных угловых скоростей. Этот элемент трансмиссии необходим для передачи крутящего момента на ведущие передние колеса автомобиля.

При поворотах угловые скорости внешнего и внутреннего колеса одной оси отличаются. Разницу должен компенсировать дифференциал.  Впрочем, этого мало — ведь колеса не только поворачивают, они еще и «повторяют» рельеф дороги, по которой машина едет. Получается, нужно, во-первых, равномерно и постоянно передавать момент на колесо, а во-вторых, сделать так, чтобы он не зависел ни от неровностей дорожного покрытия, ни от угла, под которым автомобиль поворачивает. За всё это и отвечает ШРУС.

В подвеске раздается хруст: что такое ШРУС и как понять, что его пора заменить

ШРУС современного автомобиля

Источник:

Zoonar via Legion Media

История создания ШРУСа была непростой. На заре автомобильной эры машины оснащались сдвоенными карданными шарнирами разных конфигураций. Некоторые из давнишних конструкций хорошо знакомы и современным владельцам советской и российской полноприводной грузовой техники. Например, кулачково-дисковый шарнир до сих пор можно встретить на «Урале-4320». Ресурс у таких ШРУСов довольно ограниченный.

Над более совершенными и надежными шарнирами с 1930-х годов работали многие крупные автопроизводители. Рабочий угол ШРУСов когда-то составлял 43 градуса, а сегодня они обеспечивают уже все 70 градусов, что, конечно, облегчает управление автомобилем. Реализация непрерывной передачи момента при этом позволяет машине ехать плавно, без рывков.

Из чего состоит ШРУС

Конструкции ШРУСа, как мы уже говорили, разнятся и сегодня в зависимости от технических характеристик автомобилей. Популярнее всего шариковые шарниры, причем, они тоже имеют много разновидностей — с делительными канавками, непараллельными делительными канавками, делительными рычажками.

Канавки располагаются на внешнем корпусе ШРУСа, также у него есть обойма и сепаратор. Последний удерживает стальные шарики, которые перемещаются между корпусом и обоймой и передают вращение вала.

Анимация работы шарикового шруса

Источник:

Pwld; MichaelFrey, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

На приводном валу имеется не один, а сразу два ШРУСа. Внешний соединяет вал и ступицу, а внутренний — вал и коробку передач. В качестве внутреннего используется ШРУС типа трипод, потому что в нем три шарика, а не шесть, как в шариковом. Шариковый ШРУС работает при значительном угле поворота колес, трипод — при меньшем, около 20 градусов, зато он надежнее, потому и располагается внутри.

В подвеске раздается хруст: что такое ШРУС и как понять, что его пора заменить

Внешний ШРУС и его резиновый пыльник

Источник:

Setta Sornnoi/Shutterstock/Fotodom.ru

Также трипод способен к незначительному осевому перемещению, без этого он сломался бы на первом же ухабе. Вот такая простая и в то же время сложная конструкция помогает нам управлять автомобилем.

Как понять, что ШРУС пора менять

Прежде всего, стоит помнить, что намного чаще ломается внешний ШРУС, именуемый «гранатой» на сленге некоторых автовладельцев. С высокой долей вероятности проблема в поврежденном пыльнике: внутри находится смазка, без которой шарнир долго не протянет, и если пыльник порвался, то ШРУС обречен.

В подвеске раздается хруст: что такое ШРУС и как понять, что его пора заменить

Порванный пыльник ШРУСа

Источник:

Setta Sornnoi/Shutterstock/Fotodom.ru

Диагностировать проблему с пыльником без подъемника будет сложновато, но если вы увидели, что он весь в масле и грязи, нужно срочно поехать в сервис — есть шанс обойтись без замены ШРУСа. Сам пыльник тоже стоит не так уж дешево, хотя, по сути, это просто резинка. Но искать недорогие аналоги от других моделей специалисты не советуют — они могут незначительно отличаться от оригинала, а здесь всё должно подходить идеально.

Еще ШРУС не любит, когда вы выворачиваете руль до упора, да еще и газуете при этом. В этом режиме эксплуатации он изнашивается намного быстрее. Но и проверить его состояние можно именно таким способом: выверните колеса сначала в одну сторону, потом в другую, параллельно нажимая на педаль газа. Если ШРУС уже изношен, вы услышите щелчки или характерный хруст со стороны проблемного механизма. С ремонтом лучше не тянуть: с неисправным шарниром можно ездить довольно долго, а можно остаться без машины в самый неподходящий момент.

Примерно такие звуки издает неисправный ШРУС во время поворота

Внутренний трипод выходит из строя гораздо реже, и заподозрить его неисправность сложнее — на нее могут указывать характерные щелчки при включении первой и задней передачи, либо вибрация на определенной скорости, которая, впрочем, также является признаком проблем с балансировкой колес, дисками или тормозными суппортами. Про трипод в такой ситуации обычно вспоминают далеко не сразу.

Остается добавить: долгая жизнь ШРУСа в основном зависит от самого водителя. Стартуйте нежно, не газуйте в поворотах, не выкручивайте руль до хруста, особенно на скорости, следите за состоянием пыльников — и тогда этот важный узел прослужит верой и правдой больше 100 тыс. километров.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения