Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Рычащий рокот: прошлое и настоящее дизельного двигателя

В августе 2006 года на просторах высохшего озера Бонневилль прототип JCB Dieselmax установил новый мировой рекорд скорости для дизельных автомобилей — 563,418 км/ч. Да, представить современный мир без дизельного мотора невозможно! Это не только тяговитые медлительные тракторы, но и рельсовый транспорт, автобусы, грузовики, асфальтовые катки, суда… Своим появлением такой двигатель обязан немецкому изобретателю Рудольфу Дизелю. Жизнь этого человека была непростой, полной падений и взлетов, как и история изобретенного им мотора.

Рычащий рокот: прошлое и настоящее дизельного двигателя

Методом проб и ошибок

Рычащий рокот: прошлое и настоящее дизельного двигателя
Рудольф Дизель
Источник:
Getty Images

Создатель всемирно известного дизеля начинал с должности помощника в парижской фирме по производству холодильников, а уже через год возглавил ее. Все это время Рудольф изучал состояние газов при резком сжатии и расширении, также он получил патент на машину по изготовлению льда. Изобретатель был одержим двигателями: разрабатывал моторчики для швейных машин и прялок, пытался понять, как можно заставить транспортные средства двигаться при помощи аммиака, думал даже использовать для этих целей солнечную энергию.

В те годы были распространены паровые машины с низкой производительностью: в полезную работу они преобразовывали только 10% тепловой энергии. Дизель взялся за усовершенствование механизма. Сначала он решил использовать вместо пара аммиак, но это был ошибочный путь, существенно подорвавший здоровье изобретателя. Потом Рудольф понял, что эффективность работы растет с ростом степени сжатия, но излишнее сжатие приводит к слишком раннему воспламенению. Новая идея — добавлять в камеру сгорания топливо лишь в самом конце такта сжатия. Дизель нашел и время, и средства для реализации задумки. Первые опыты были провальными, но уже через год, экспериментируя наугад, он нашел нужный баланс. В 1884 году его мотор заработал как надо.

Свою разработку Дизель скромно назвал «идеальной», ведь ее эффективность составляла 67% против прежних 10 — космический прогресс! Изобретение было широко анонсированным и долгожданным. Правда, в качестве топлива идеального топлива Дизель видел угольную пыль, о чем и написал в сопровождавшей выпуск мотора книге. Впоследствии выяснилось, что это невозможно хотя бы потому, что у этого материала высокие абразивные свойства. Как бы то ни было, еще до начала массовой сборки двигателей Рудольф Дизель сказочно разбогател и прославился.
Провал ожидал изобретателя на этапе, когда первые заранее разрекламированные моторы были запущены в производство. Многие из них были просто не в состоянии работать из-за фабричных недоделок. Результат — волна жесткой критики в адрес Дизеля. Тот не растерялся и обратился за помощью к другим странам. Людвиг Нобель, например, купил у Рудольфа права на производство и продажу двигателей в России и переориентировал под это дело завод в Петербурге. Предприятие он так и назвал: «Русский дизель».

Казалось бы, дела Дизеля должны были пойти в гору. Но на самом деле жизнь изобретателя дала крен. Рудольф начал вкладывать деньги в сомнительные проекты: то в разработку новых нефтяных месторождений, то в электрические компании, то в недвижимость… Почти все инвестиции оборачивались убытками, а параллельно с этим начало стремительно ухудшаться уже и так основательно подорванное здоровье изобретателя. Осенью 1913-го Дизель сел на пароход, идущий в Англию, и исчез.

Наследие изобретателя

Дизель не дожил до времени, когда его изобретение попало под капоты автомобилей, хотя у него были неудачные попытки установить опытный образец двигателя на грузовик. Однако сегодня значительную часть мирового автопарка составляют автомобили именно с такими моторами. Пионером в этом отношении стал концерн Mercedes-Benz. Выпущенный им в 1936 году дизельный авто был шумным, сильно вибрировал, но по меркам того времени был поистине революционным.

Рычащий рокот: прошлое и настоящее дизельного двигателя
Первый дизельный автомобиль Mercedes-Benz

Компания Peugeot в 1965-м стала первой, сломавшей стереотипы относительно дизельных моторов как шумных и трясущихся, а главное — медленных. Их седан небесно-голубого цвета побил несколько десятков скоростных рекордов. Ну а 1990-е и вовсе стали временем расцвета дизельных авто. Именно тогда появилась разработанная концерном Fiat аккумуляторная система впрыска топлива «коммон рэйл» (common rail), которая стала настоящей сенсацией, потому что просто уничтожила все недостатки подобных моторов.

В начале 1970-х появилась новая система нейтрализации выхлопных газов дизельных двигателей. Ее тестировали в Польше. Чтобы проверить, как она работает, машину ставили в оранжерею с работающим мотором на двое суток. Ни одно растение не пострадало.

За кем будущее

Споры вокруг преимуществ и недостатков дизельных моторов идут до сих пор. То, что такие автомобили менее пожароопасны и более экономичны, — объективный факт, а вот их маневренность и, конечно же, экологичность оставляют желать лучшего. Но прогресс не стоит на месте: во многих странах давно можно приобрести так называемый биодизель, который производится без использования нефтепродуктов. Туда входит отработанное и особым образом обработанное растительное масло, смешанное со спиртом, чаще метиловым.

Рычащий рокот: прошлое и настоящее дизельного двигателя

Во влажных экваториальных лесах Бразилии растет особое дерево, смолу которого можно практически сразу использовать в качестве дизельного топлива. К сожалению, одно дерево дает всего 50 литров смолы ежегодно, так что для промышленных масштабов этого явно недостаточно. Но отдельные фермеры таким образом прекрасно покрывают свои потребности. А вообще, мало кто знает, но сам Рудольф Дизель еще в 1900 году предложил синтезировать дизельное топливо из арахисового масла и даже реализовал эту идею на опытном образце.


Сегодня дизельные легковые автомобили пользуются у россиян меньшей популярностью, чем у европейцев, — таких авто на рынке меньше 10 %, если не считать внедорожного сегмента. Такой расклад принято объяснять тем, что на российских заправках долгое время отсутствовало качественное дизельное топливо. Показателен и факт, что число автомобилей, работающих на «солярке», в России в десять с лишним раз отстает от европейского показателя. За рубежом доля дизеля на рынке — от 53 до 70 %. Больше всего таких машин во Франции, Испании, Норвегии и Бельгии. Впрочем, это связано не столько с экономичностью, потребительскими свойствами или экологией, сколько с налоговыми льготами.

Фото: Ryan McVay / Getty Images, SSPL / Science & Society Picture Library / Contributor / Getty Images, Michael Höck / Getty Images

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения