В августе 2006 года на просторах высохшего озера Бонневилль прототип JCB Dieselmax установил новый мировой рекорд скорости для дизельных автомобилей — 563,418 км/ч. Да, представить современный мир без дизельного мотора невозможно! Это не только тяговитые медлительные тракторы, но и рельсовый транспорт, автобусы, грузовики, асфальтовые катки, суда… Своим появлением такой двигатель обязан немецкому изобретателю Рудольфу Дизелю. Жизнь этого человека была непростой, полной падений и взлетов, как и история изобретенного им мотора.

Фото №1 - Рычащий рокот: прошлое и настоящее дизельного двигателя

Методом проб и ошибок

Создатель всемирно известного дизеля начинал с должности помощника в парижской фирме по производству холодильников, а уже через год возглавил ее. Все это время Рудольф изучал состояние газов при резком сжатии и расширении, также он получил патент на машину по изготовлению льда. Изобретатель был одержим двигателями: разрабатывал моторчики для швейных машин и прялок, пытался понять, как можно заставить транспортные средства двигаться при помощи аммиака, думал даже использовать для этих целей солнечную энергию.

Фото №2 - Рычащий рокот: прошлое и настоящее дизельного двигателя
Рудольф Дизель

В те годы были распространены паровые машины с низкой производительностью: в полезную работу они преобразовывали только 10% тепловой энергии. Дизель взялся за усовершенствование механизма. Сначала он решил использовать вместо пара аммиак, но это был ошибочный путь, существенно подорвавший здоровье изобретателя. Потом Рудольф понял, что эффективность работы растет с ростом степени сжатия, но излишнее сжатие приводит к слишком раннему воспламенению. Новая идея — добавлять в камеру сгорания топливо лишь в самом конце такта сжатия. Дизель нашел и время, и средства для реализации задумки. Первые опыты были провальными, но уже через год, экспериментируя наугад, он нашел нужный баланс. В 1884 году его мотор заработал как надо.

Свою разработку Дизель скромно назвал «идеальной», ведь ее эффективность составляла 67% против прежних 10 — космический прогресс! Изобретение было широко анонсированным и долгожданным. Правда, в качестве топлива идеального топлива Дизель видел угольную пыль, о чем и написал в сопровождавшей выпуск мотора книге. Впоследствии выяснилось, что это невозможно хотя бы потому, что у этого материала высокие абразивные свойства. Как бы то ни было, еще до начала массовой сборки двигателей Рудольф Дизель сказочно разбогател и прославился.
Провал ожидал изобретателя на этапе, когда первые заранее разрекламированные моторы были запущены в производство. Многие из них были просто не в состоянии работать из-за фабричных недоделок. Результат — волна жесткой критики в адрес Дизеля. Тот не растерялся и обратился за помощью к другим странам. Людвиг Нобель, например, купил у Рудольфа права на производство и продажу двигателей в России и переориентировал под это дело завод в Петербурге. Предприятие он так и назвал: «Русский дизель».

Казалось бы, дела Дизеля должны были пойти в гору. Но на самом деле жизнь изобретателя дала крен. Рудольф начал вкладывать деньги в сомнительные проекты: то в разработку новых нефтяных месторождений, то в электрические компании, то в недвижимость… Почти все инвестиции оборачивались убытками, а параллельно с этим начало стремительно ухудшаться уже и так основательно подорванное здоровье изобретателя. Осенью 1913-го Дизель сел на пароход, идущий в Англию, и исчез.

Наследие изобретателя

Дизель не дожил до времени, когда его изобретение попало под капоты автомобилей, хотя у него были неудачные попытки установить опытный образец двигателя на грузовик. Однако сегодня значительную часть мирового автопарка составляют автомобили именно с такими моторами. Пионером в этом отношении стал концерн Mercedes-Benz . Выпущенный им в 1936 году дизельный авто был шумным, сильно вибрировал, но по меркам того времени был поистине революционным.

Фото №3 - Рычащий рокот: прошлое и настоящее дизельного двигателя
Первый дизельный автомобиль Mercedes-Benz

Компания Peugeot в 1965-м стала первой, сломавшей стереотипы относительно дизельных моторов как шумных и трясущихся, а главное — медленных. Их седан небесно-голубого цвета побил несколько десятков скоростных рекордов. Ну а 1990-е и вовсе стали временем расцвета дизельных авто. Именно тогда появилась разработанная концерном Fiat аккумуляторная система впрыска топлива «коммон рэйл» (common rail) , которая стала настоящей сенсацией, потому что просто уничтожила все недостатки подобных моторов.

В начале 1970-х появилась новая система нейтрализации выхлопных газов дизельных двигателей. Ее тестировали в Польше. Чтобы проверить, как она работает, машину ставили в оранжерею с работающим мотором на двое суток. Ни одно растение не пострадало.

За кем будущее

Споры вокруг преимуществ и недостатков дизельных моторов идут до сих пор. То, что такие автомобили менее пожароопасны и более экономичны, — объективный факт, а вот их маневренность и, конечно же, экологичность оставляют желать лучшего. Но прогресс не стоит на месте: во многих странах давно можно приобрести так называемый биодизель, который производится без использования нефтепродуктов. Туда входит отработанное и особым образом обработанное растительное масло, смешанное со спиртом, чаще метиловым.

Фото №4 - Рычащий рокот: прошлое и настоящее дизельного двигателя

Во влажных экваториальных лесах Бразилии растет особое дерево, смолу которого можно практически сразу использовать в качестве дизельного топлива. К сожалению, одно дерево дает всего 50 литров смолы ежегодно, так что для промышленных масштабов этого явно недостаточно. Но отдельные фермеры таким образом прекрасно покрывают свои потребности. А вообще, мало кто знает, но сам Рудольф Дизель еще в 1900 году предложил синтезировать дизельное топливо из арахисового масла и даже реализовал эту идею на опытном образце.

* * *

Сегодня дизельные легковые автомобили пользуются у россиян меньшей популярностью, чем у европейцев, — таких авто на рынке меньше 10 %, если не считать внедорожного сегмента. Такой расклад принято объяснять тем, что на российских заправках долгое время отсутствовало качественное дизельное топливо. Показателен и факт, что число автомобилей, работающих на «солярке», в России в десять с лишним раз отстает от европейского показателя. За рубежом доля дизеля на рынке — от 53 до 70 %. Больше всего таких машин во Франции, Испании, Норвегии и Бельгии. Впрочем, это связано не столько с экономичностью, потребительскими свойствами или экологией, сколько с налоговыми льготами.

Фото: Ryan McVay / Getty Images, SSPL / Science & Society Picture Library / Contributor / Getty Images, Michael Höck / Getty Images