В одной старой-старой галактике: астрофизики открыли новый способ уничтожения звезд

Свет от взрыва древних космических тел был виден за миллиарды световых лет

27 июня 2023
Художественное изображение гамма-всплеска и сверхмассивной черной дыры
International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA/M. Garlick/M. Zamani

Если взять пару остатков древних звезд и столкнуть их друг с другом, получится такой яркий взрыв с гамма-всплеском, что его будет видно по всей Вселенной. И источник такого мощного события, видимый за миллиарды световых лет, действительно существует.

Впервые астрономы обнаружили гамма-всплеск под названием GRB 191019A в октябре 2019 года. Он отличался необычной длительностью — больше минуты. Бывают всплески и подольше, но это редкость. В основном они длятся пару секунд, да и в этом случае возникают в результате коллапса звезд, чья масса как минимум вдвое больше массы Солнца. То есть, какими должны быть звезды, чтобы всплеск длился минуту, и представить страшно. Учитывая это, ученые решили внимательнее присмотреться к GRB 191019A и установили за ним наблюдение — через телескоп Gemini South в Чили.

Как рассказали астрофизики на страницах журнала Nature Astronomy, наблюдения обнаружили сцену смерти звезды в переполненном сердце галактики, расположенной примерно в трех миллиардах световых лет от нас. Ученые описали это как столкновение звездных остатков и звезд в хаотичном районе центральной сверхмассивной черной дыры галактики. Источник вспышки GRB находился всего в 100 световых годах от центра галактики. Оказалось, что она находится в непосредственной близости от центральной сверхмассивной черной дыры.

Еще одна странность, по словам астрономов, в том, что это событие произошло в очень старой галактике. Свидетельств существования остатков сверхновой ученые не обнаружили, и это означает, что типичный коллапс сверхмассивной звезды не был причиной всплеска.

Такие длинные гамма-всплески исследователям встречаются нечасто, потому что ядра галактик, где они происходят, часто скрыты газовыми и пылевыми облаками, которые маскируют первоначальную вспышку гамма-всплесков и последующее свечение. Теперь, когда астрономы знают, что и где искать, они намерены найти еще больше ярких и длинных излучений. А пока они их ищут, мы с вами можем посмотреть, как звезда пожирает планету.