В чем сложнее убедить людей — сажать деревья или тревожиться из-за климата? Эксперимент ученых

Социологи проверили, как реагируют на экопросвещение в разных странах

27 февраля 2024
Legion Media

Тот факт, что климат нашей планеты меняется, сегодня вряд ли кто-то станет оспаривать. Проблем от этого достаточно и у людей, и у животных: пока белые медведи теряют возможность передвигаться по Арктике из-за таяния льдов, мы с тревогой читаем новости о том, не станет ли роскошью чашка кофе в ближайшие лет 10-20. Ведь климат напрямую влияет на рост сельскохозяйственных растений, а это еда и напитки для миллиардов людей. В том числе тех, кто живет за чертой бедности.

Но как быстро и эффективно изменить отношение людей к ресурсам? Чтобы выяснить это, команда исследователей из 48 стран, среди которых были и российские ученые из Высшей школы экономики, проверила коммуникационные стратегии на 59 440 людях. Эксперты пробовали убедить людей меняться здесь и сейчас очень разными способами: давили на патриотические чувства, сгущали краски в описаниях будущего Земли или, напротив, рассказывали, какой прекрасной станет планета, если каждый из восьми миллиардов постарается. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Письма в будущее и авторитет науки

Выяснилось, что в разных странах эффективны разные методы убеждения. Причем одни и те же средства могут не работать для людей из разных социальных групп. Например, когда экоактивисты предлагали представить себя и свою жизнь в будущем, это успешно сработало и для россиян, и для консервативных жителей США с высшим образованием. В первом случае готовность делать репосты и менять образ жизни увеличилась на 9%, во втором — на 18%.

Идею написать письмо ребенку из будущего подхватили жители Бразилии и США, а в Сербии и Объединенных Арабских Эмиратах отнеслись к этой задумке прохладно. По-разному люди восприняли и обращение к авторитету видных ученых. Когда экологи «поднимали на щит» точку зрения современной науки, в России доверие к призывам заботиться о планете возросло на 20%, а в Китае, например, и вовсе снизилось на 6%.

Репосты от безысходности

Еще один вывод, которые сделали ученые, касается эмоциональной составляющей экопросвещения. Если в словах экологов слышались «обреченность и уныние», это помогало распространять информацию через социальные сети, но готовность людей сажать деревья снижалась. Кроме того, мрачным публикациям не доверяли те, кто вообще скептически смотрит на разговоры об изменении климата.

Подводя итоги, международная команда констатировала, что благодаря разным методам убеждения 86% людей признали угрозу, а 70% выразили поддержку коллективным усилиям. Но сколько из них возьмет лопаты в руки, когда их позовут высаживать новую аллею, вопрос по-прежнему открытый.