Устроилась в углу магазина: в Помпеях раскопали черепаху, так и не успевшую отложить яйцо

Рептилия погибла вместе с тысячами жителей полиса

1 июля 2022

Археологи из Свободного университета Берлина и Восточного университета Неаполя открыли новые удивительные руины в Помпеях, а внутри — свидетельства того, каким город был накануне гибели. Две тысячи лет назад жители перестраивали остатки бывшего роскошного дома в магазин и купальни. А в углу магазина пряталась черепаха, которая так и не нашла безопасного места, чтобы отложить яйцо. Ученые нашли объяснение тому, что дикая природа зашла в самый центр развитого города.

Застывшую под слоем пепла рептилию обнаружили во время раскопок Стабиевых терм — самых крупных бань в Помпеях. Исследователи хотели понять, как развивался район и расширялась территория купален. Выяснилось, что после землетрясения 62 года н. э., когда город устоял, многое в нем было разрушено безвозвратно, люди оставляли свои дома — даже богатые, в центре полиса. Но горожане пытались снова наладить жизнь и явно не планировали покидать Помпеи.

Форум Помпеев со статуей кентавра.
Endless Travel / Alamy

Об этом рассказали находки — на пересечении улиц Виа дель Аббонданца и Виа Стабиана археологи раскопали руины дорогого дома постройки I века до нашей эры с элегантными мозаиками и росписями на стенах. После первой катастрофы здание забросили, и территорию, видимо, решили использовать для расширения комплекса купален и магазинов при них. Об этом говорят обломки от демонтажа и реконструкции помещений. В груде таких обломков в углу и вырыла себе убежище черепаха.

«После землетрясения 62 года многие дома перестроили, а районы города были так малолюдны, что стали местом обитания диких зверей. В то же время расширение терм говорит о великой уверенности, с которой Помпеи восстанавливались после первой катастрофы».

Современная представительница вида Testudo hermanni
Joe Blossom / Alamy

По словам исследователей, черепах находили на руинах Помпеев и раньше, но обычно в садах при богатых домах. В данном же случае это дикое животное — молодая самка балканской черепахи размером около 14 см (зрелая особь обычно крупнее, около 20–24 см).

Внутри панциря оказалось хрупкое яйцо. Зооархеологи пояснили: поэтому она и обустроила себе норку в центре полиса — искала подходящее место для откладывания единственного яйца.

У черепах есть особенность — если условия неблагоприятные, они могут сохранять яйца внутри себя очень долго. Фактически эти рептилии предпочитают умереть, чем произвести потомство в небезопасных условиях. Судя по всему, рабочие, перестраивавшие магазин, не заметили животное, и она оставалась там вплоть до начала извержения Везувия, которое уничтожило город.

В Помпеях
Sorin Colac / Alamy

Для археологов это открытие — еще одна деталь мозаики о последней фазе жизни города между двумя катастрофами. По их словам, находка говорит о богатой экосистеме Помпеев, соседстве культуры города и природы.

Дальнейшие исследования хотят сосредоточить как раз на таких артефактах, чтобы побольше узнать о культуре, традициях, экономике, сельском хозяйстве — быте и укладе жителей некогда процветавшего полиса с трагичной судьбой.

По материалам официального сайта археологического парка «Помпеи».