«Указали кабаны»: взгляните на уникальную пальму, которая цветет и плодоносит под землей

Ботаники пока не поняли, как она опыляется

28 июня 2023
(а) Зрелая плодоносящая особь; (b) основание растения, с верхним слоем почвы, удаленным, чтобы обнажить спелые красные плоды (слева) и незрелые зелено-коричневые плоды (справа); (c) спелые плоды (шкала = 1 см); (d) частично выкопанное соплодие; (д) бородатая свинья Sus barbatus, распространитель семян.
Plants, People, Planet

Ботаники из Малайзии, Индонезии и Королевских ботанических садов Кью (Великобритания) в результате совместного исследования открыли на Борнео новый вид пальмы Pinanga subterranea (пинанга подземная), которая цветет и плодоносит под землей. Ученые до сих пор поражены тем, что уникальная пальма выжила и успешно распространяется. Подавляющее большинство растений в ходе эволюции, наоборот, развивало способность цвести и растить плоды над землей, что облегчало опыление и распространение семян. Исследование опубликовано в журнале Plants, People, Planet.

Вторая после орхидеи

Оказалось, что жители Борнео давно знают о тайной жизни подземной пинанги и любят полакомиться ее ярко-красными плодами — сладкими и сочными. А вот ученые, которые описали уже около 300 видов пальм на Борнео, были не в курсе. Хотя разрозненные сообщения об удивительной пальме поступали с 1997 года.

Впервые ее заметил малазийский ботаник Пол Чай, когда фотографировал в заповеднике дикой природы «Ланжак Этимау»: он решил убрать густую листву вокруг, как он считал, молоденькой пальмы, и увидел плод, который выглядывал из-под земли. Чай сообщил об этом коллегам в Королевских садах Кью. Позже индонезийскому исследователю из Национального университета Сингапура Агусти Рэнди на эту пальму «указали кабаны». Они разрыли почву, и стало понятно, что под землей находились стебли, цветы и плоды, которые как раз и искали дикие свиньи.

«Без подсказки доктора Пола Чая мы, вероятно, приняли бы этот захватывающий вид за ничем не примечательный пальмовый саженец и прошли бы мимо него. Вместо этого мы научно описали невероятно редкий случай геофлоры, то есть подземного цветения, и самый первый известный пример такого рода во всем семействе пальм», — рассказывает Бенедикт Кунхойзер, научный сотрудник Королевских ботанических садов Кью.

Ботаники были ошеломлены фактом одновременно цветения и плодоношения под землей, так как это должно было бы препятствовать опылению и распространению. Среди растений есть совсем немного видов, которые либо цветут, либо дают плоды под землей. Но то и другое вместе до сих пор делала только маленькая подземная орхидея рода Rhizanthella.

Plants, People, Planet

Секреты хитрой пинанги

Бородатые свиньи вида Sus barbatus с помощью своего сильного обоняния находят ее плоды, поедают их, а семена из плодов затем разносятся по лесу вместе со свиным пометом. Однако до сих пор ученым непонятен механизм опыления под землей, хотя очевидно, что он вполне эффективен.

Долгое игнорирование нового вида объясняется тем, что полностью сформировавшиеся взрослые растения пинанги подземной выглядят как молодые саженцы других пальм. Такими «детенышами» богато усеяны влажные тропические леса Борнео и зачастую даже опытному ботанику трудно бывает определить, к какому виду они относятся, пока не вырастут. Поэтому на них в основном не обращают внимания при исследованиях. А репродуктивные органы нового вида скрыты под землей.

Ранее на Борнео нашли плотоядное растение, которое устраивает ловушки под землей.