Правда ли, что воду в чайнике всегда нужно кипятить дважды?

Разбирались ученые из России и Китая

6 августа 2023
Правда ли, что воду в чайнике всегда нужно кипятить дважды?
Wirestock

Сколько людей, столько и мнений. Одни верят, что два-три раза прокипятив воду, они делают ее абсолютно чистой. Ведь в первый раз в ней погибнут бактерии, которые не выдерживают высоких температур, а при повторном кипячении — и те, которые умудрились выжить.

Другие, наоборот, утверждают, что при повторном кипячении меняется минеральный состав воды, образуются нитраты, повышается концентрация дейтерия, то есть так называемой «мертвой» воды, которая обладает небольшой токсичностью. (Сразу оговоримся: чтобы она нанесла вред здоровью, одну и ту же воду надо прокипятить раз 100, не меньше.)

Лучшее — враг хорошего

Чтобы понять, где же истина, китайские ученые провели эксперимент: сравнивали воду, которую кипятили один раз, многократно и длительно. Оказалось, что кипячение как метод очистки работает слабо — в воде остались бактерии и микроорганизмы, которые не реагируют на высокую температуру. Более того, при повторном кипячении их стало еще больше.

Но исследователи подчеркивают: опасность существует только в том случае, если эти бактерии были в воде изначально. В норме же их там быть не должно. Если вы не уверены, что в квартиры поступает вода хорошего качества, лучше не рисковать и не заниматься повторным кипячением, а использовать дополнительные методы очистки, например, фильтры.

Если же вы точно знаете, что вода в кране абсолютно чистая, то не имеет значения, сколько вы раз ее прокипятите.

«Не стоит беспокоиться о том, чтобы пить воду многократного кипячения или воды длительного кипячения в повседневной жизни. При условии, что она удовлетворяет санитарным нормам питьевой воды перед подогревом», — сказано в исследовании.

На один раз

Но мы добавим еще один аргумент в пользу однократного кипячения. Если у вас пластиковый чайник, то при нагревании из него может выделяться продукт разложения пластмасс — формальдегид. Это экспериментально подтвердили в Роскачестве.

Эксперты ведомства, проверяя бытовые приборы на химическую безопасность, вскипятили воду, оставили ее на 12 часов, а потом вновь нагрели. В 9 из 30 случаев в воде оказался формальдегид, и в трех случаях его становилось все больше после каждого следующего кипячения.

«Отталкиваясь от результатов испытаний по химической безопасности, можно сделать вывод, что воду в чайнике лучше кипятить один раз, — резюмировали в Роскачестве. — Если вода осталась, стоит вылить ее и налить свежую. А лучше кипятите столько, сколько выпьете за один раз».

Ранее российский врач объяснил, стоит ли вслед за китайцами начинать каждое утро со стакана кипятка.