У вас на лице по ночам размножаются клещи. Живите с этим

Ученые поближе рассмотрели обитателей кожных пор

23 июня 2022
У вас на лице по ночам размножаются клещи. Живите с этим

Люди совсем не так одиноки, как им иногда кажется. Микроскопический клещ Demodex folliculorum (по-русски его обычно называют угревой железницей) живет на коже практически каждого человека и питается салом, которое она выделяет. Недавнее исследование показало: у этого клеща есть анус, пишет издание Gizmodo. Открытие сделано благодаря секвенированию генома этого крохотного паукообразного существа.

Ранее считалось, что отходы жизнедеятельности просто накапливаются в телах клещей в течение жизни, а затем попадают на кожу, и именно этим экскрементам мы обязаны угрями. Теперь стало известно, что это не так. С пищеварением и другими процессами у паукообразных все в порядке.

Жизнь у лицевого клеща недолгая: от двух до трех недель. Днем он прячется от света, поскольку весьма чувствителен к ультрафиолету. Убежищем служат поры и волосяные фолликулы, от которых клещи и получили свое латинское название. Спаривание происходит только по ночам.

Организмы спутников людей устроены крайне просто. Например, каждую из четырех пар ног приводит в движение всего одна мышечная клетка. Вероятно, в ходе эволюции животное «обленилось», научившись получать все необходимое от человека, на котором паразитирует. Естественных врагов у клеща нет, генетическое разнообразие скудное. Со временем демодексы даже перестали вырабатывать мелатонин, получая его из тканей человеческого организма.

Рано или поздно Demodex folliculorum перестанет «квартировать» на лицах людей и переселится внутрь, став из паразита полноценным симбиотом, предполагают ученые.

Ранее ученые выявили у клеща из Африки способность не есть восемь лет и больше. По этому показателю он значительно обходит крокодила, кита и тарантула, не говоря уже о человеке.

Исследование опубликовано во вторник в журнале Molecular Biology and Evolution.