Туда приходят умирать: как звезда X3a родилась и живет на самом краю «пасти» черной дыры

Астрофизики из Германии обнаружили объект, который опровергает все представления о росте звезд

7 марта 2023Обсудить
Млечный Путь
Wirestock

Обычно звездам, чтобы сформироваться, необходим космос и холодное молекулярное облако в нем. Но немецкие астрономы нашли аномальную звезду, которая появилась максимально близко к черной дыре — в адски горячем облаке в одном дюйме от «пасти» Млечного Пути. Ученые назвали ее X3a и подробно рассказали о своем открытии в журнале The Astrophysical Journal.

Возраст обнаруженной звезды — не один десяток тысячелетий, по звездным меркам — сущий пустяк. Найти ее раньше не могли, возможно, потому, что ни одному ученому в здравом уме и в голову не придет искать звезды около черной дыры. Все потому, что ее окружение — не самое подходящее для зарождения звезд: вращающийся с высокой скоростью аккреционный диск из газа и пыли излучает такой свет и фотоны, что ни одна звезда не выживет.

По мнению ученых, сюда звезды залетят разве что встретить свой конец. А X3а не просто появилась, но и вполне неплохо себя чувствует. Радиус «звездного младенца» в десять раз больше Солнца, а светимость — в 24 тысячи раз выше.

Астрономы, не поверив своим глазам, тут же выдвинули свою гипотезу о том, откуда взялась X3а. Астрофизик Флориан Пайскер, возглавлявший команду ученых, считает, что на самом деле звезда родилась немного дальше, в более комфортных условиях, а потом просто мигрировала и прижилась. По словам ученого, вместе с коллегами он нашел подходящую область всего в нескольких световых годах от черной дыры.

Флориан Пайскер

«Это кольцо из газа и пыли, достаточно холодное и защищенное от разрушительного излучения».

В этом-то кольце, считают ученые, и могла образоваться и набрать вес X3а. Но она не осталась на месте, а начала двигаться в сторону черной дыры, вбирая в себя плотные облака и глыбы, которые встречала по пути. Сейчас звезда продолжает расти, а ученые собрались проверить модель такого звездообразования.