В массовой культуре часто фантазируют на тему будущего: каким будет человек, а еще — какие технологии станут доступны. Существует множество версий нашего мира через 100 лет. Одна из них — в сериале «Кибердеревня», где элементы привычного нам постсоветского пространства переплелись с футуристическими технологиями.
Эксперты Авто.ру вместе с Vokrugsveta.ru вдохновились летающей «буханкой» на базе легендарного УАЗ-3909 и оценили, насколько современная автомобильная индустрия приблизилась к фантазиям режиссёров и писателей.
Полетаем?
Ещё как! Летающие машины, самый распространенный стереотип о транспорте будущего, становятся реальностью. В 2024 году Chery представили прототип летающего автомобиля под названием Land and Air Vehicle. Как и легендарная буханка, Land and Air Vehicle может переключаться между режимами наземного вождения и автономного полета. Автомобиль успешно преодолел по воздуху тестовую дистанцию — около 80 км.
Ранее прототип летающего автомобиля представил китайский автопроизводитель XPeng. Это уже третья попытка компании создать аэрокар, однако AeroHT X3 больше первых двух прототипов похож на привычный нам современный кроссовер, у которого на крыше установлен модуль с раскладными пропеллерами. В воздухе машина управляется рулем и селектором трансмиссии, который начинает работать в качестве джойстика.
XPeng уже приступил к строительству первого в мире завода по сборке летающих автомобилей и обещает, что в 2026 году первые аэрокары поступят в продажу. Правила полета будут регламентироваться нормативами для малой авиации — советуем подучить теорию!
Автомобиль — это гаджет, робот…
Современные автомобили умеют по воздуху не только летать, но и получать OTA-обновления (Over-the-Air). Внедрение большого числа электронных блоков и умных девайсов и необходимость регулярного обновления их ПО привели к тому, что автопроизводители стали использовать тот же метод апдейта, что и у смартфонов — по клику.
OTA-обновление может влиять на все узлы с электронным управлением: пневмоподвеску, тормозную систему, силовую установку, электроусилитель руля, внешнее освещение и так далее.
Пионером этой технологии среди автомобилей стала компания Tesla, которая использует удалённое обновление для совершенствования своих систем автономного управления. В её электрокары встроен модуль передачи данных, которому нужна только симка местного оператора с доступом в интернет. Таким образом машину можно подключить к Wi-Fi-сети или «раздать» доступ к интернету со смартфона.
Для некоторых моделей можно получить доступ обновлений по воздуху, установив специальное мобильное приложение или обратившись к дилеру для ручной настройки.
…и хамелеон!
Пара нажатий кнопок — и внешний вид автомобиля полностью изменился. Кадры из фильма о далеком будущем? Вовсе нет! Современным водителям уже давно доступны технологии персонализации автомобиля, которые позволяют настраивать освещение внутри салона, подсветку корпуса или менять графические изображения на фарах. Но дальше всех зашли в BMW, они внедрили технологию E-Ink, позволяющую изменять цвет кузова автомобиля.
Первой моделью-хамелеоном стал концепт iX Flow. Представленный в начале 2022 года электрический кроссовер мог менять градиент от белого до черного. Всего через год дебютировал перспективный седан i Vision Dee.
На его кузове было 240 сегментов, покрытых специальной плёнкой, а палитра расширилась до 32 оттенков. А в уходящем 2024 году серийная модель i5 превратилась в настоящий арт-объект благодаря 1349 панелям на электронных чернилах. Автомобиль получил возможность не просто менять цвет кузова, но и воспроизводить изображения и надписи.
…и умный помощник!
Одна из главных особенностей Були из «Кибердеревни» — сложный характер. Знаменитая «буханка» строптива и может обидеться или даже отказаться от поездки, если будет не в настроении.
Как и кибербуханка, большинство современных автомобилей оснащены искусственным интеллектом, который помогает водителям с вождением, навигацией и персонализацией машины под конкретного владельца. К счастью, найти общий язык с уже существующими умными помощниками гораздо проще. Причем в прямом смысле: перед водителями постепенно открывается возможность не только управлять голосом встроенными гаджетами, но и поговорить на отвлеченные темы.
Это становится реальным благодаря внедрению ChatGPT в ПО современных автомобилей. О старте серийных продаж автомобиля EV3, обладающего такими способностями, заявила корейская компания KIA. Аналогичные разработки ведет Volkswagen: в начале 2024 года концерн анонсировал умного помощника IDA. IDA сможет не только управлять мультимедиа и программами навигации, но и поддержать разговор с пассажирами и ответить на интересующие вопросы.