Так могут только люди и шимпанзе: дикие какаду показали незаурядный интеллект в опыте с кешью

Какаду отличаются умом и сообразительностью от многих других сородичей

13 февраля 2023
Thomas Suchanek / Live Science

Использовать инструменты могут многие животные: гориллы, орангутаны, морские выдры, дельфины, осьминоги, вороны. В большинстве случаев речь идет о единственном приспособлении для решения простой задачи. Ранее считалось, что пользоваться набором инструментов, чтобы справиться со сложной проблемой, умеют только человек и шимпанзе. Однако теперь этот список придется расширить, по праву включив в него какаду.

Ранее ученые из Венского университета (Австрия) уже отмечали, что какаду Гоффина можно считать настоящими птичьими Эйнштейнами. Небольшие белые птицы, которых содержали в лаборатории, использовали палочки, чтобы доставать застрявшие в прутьях клетки орехи, а также научились играть в некое подобие гольфа, загоняя палочкой шарик в лузу. Мало того, дикие какаду Гоффина, обитающие в джунглях Индонезии, пошли еще дальше — в природе они используют три разных инструмента, чтобы доставать семена из определенных фруктов.

Результаты нового исследования, опубликованные в журнале Current Biology, показали, что птицы используют приспособления именно в совокупности, как набор, и даже носят их с собой в клюве, если того требует ситуация. А для этого необходимы недюжинные интеллектуальные способности.

Thomas Suchanek / Live Science

В экспериментах принимали участие десять живущих в лаборатории какаду Гоффина. Им предлагалось выполнить сложную задачу — достать орехи кешью, которые лежали за прозрачным пластиковым экраном. Для этого можно было использовать короткую остроконечную палочку, чтобы проткнуть экран, и длинную пластиковую соломинку, чтобы выудить орехи из-за него.

Ничего подобного в природе какаду делать не приходится, поэтому каково же было изумление ученых, когда семь из десяти птиц успешно справились с задачей, а двое из семерки сделали это с первой же попытки, причем всего за 35 секунд.

Как и шимпанзе, какаду не просто использовали набор инструментов, они явно понимали, как эти инструменты связаны между собой и какая последовательность действий должна привести к нужному результату.

Но это еще не все. В ходе последующих экспериментов какаду нужно было принимать гораздо более сложные решения, и они успешно с этим справились. Сначала птицам показали, что иногда экран отсутствует, и протыкать его острой палочкой не нужно. В этой ситуации какаду быстро ориентировались и выбирали именно тот инструмент, который необходим.

Дальше ученые сделали так, что до контейнера с орехами нужно было сначала долететь, а уж потом решать, какие инструменты понадобятся. Большинство какаду приняло решение сразу захватить комплект приспособлений с собой, чтобы не летать туда-сюда. Причем, чтобы набор было удобно нести в клюве, умные птицы засовывали палочку внутрь соломинки.