Так максимально продуктивно: теорию 6 рукопожатий впервые объяснили математически

Для успеха в обществе нам нужно всего пять важных знакомств, не больше и не меньше

3 июля 2023
Midjourney

Команда математиков из российского МФТИ и Университета короля Хуана Карлоса в Мадриде (Испания) создала компьютерную математическую модель, которая доказывает верность теории шести рукопожатий. По словам ученых, она объясняется простыми математическими правилами и стремлением людей обрасти полезными связями и самим стать полезными. Модель работает в любых обществах и социальных сетях, малых и больших. Результаты опубликованы в журнале Physycal Review X.

Правило шести рукопожатий, как считается, впервые было сформулировано венгерским писателем Фридьешем Каринти в начале XX века в рассказе «Звенья цепи». Фантаст описал игру, в которой участники должны были связаться с любым человеком из тогдашних 1,8 миллиарда, населявших Землю, но только через лично знакомых. Итоговая цепочка состояла не более чем из пяти человек, то есть шести уровней связей. Гипотеза демонстрировала, что «жители Земли ныне гораздо ближе друг к другу, чем когда-либо прежде». Позднее она ушла в народ, затем была несколько раз проверена экспериментально и превратилась в социологическую теорию шести рукопожатий и концепцию «тесного мира».

Однако до сих пор оставалось неясным, почему человеческие связи организуются именно так и почему кратчайший путь ограничивается именно шестью «рукопожатиями», а не любым другим числом.

Стандартное объяснение через иерархические структуры обычно включало в цепочку таких лидеров, как руководители стран, шагов могло получаться 7–8 и больше, но правило действовало и без таких лидеров, и в менее популярных сетях.

Новое исследование помогло объяснить механизм этого социального феномена — впервые не через вертикальную иерархию, а через горизонтальные связи в обществах. Авторы смоделировали на компьютере эволюцию любой исходной социальной системы и выяснили, что эффект шести рукопожатий возникает, когда участники соизмеряют свое стремление установить взаимные полезные связи с затратами на их формирование и поддержание.

Даниил Мусатов

«Люди часто стремятся приобрести ценные связи или стать нужным человеком, однако это требует определенных усилий и затрат, так что реально возникнут лишь те связи, для которых игра стоит свеч — выгоды превысят издержки. В нашей модели мы изучаем ситуацию, когда такой балансировкой занимаются одновременно все агенты в сети, и возникающие при этом глобальные эффекты».

При этом участники в сети конкурируют за центральность — наиболее выгодное и важное положение полезного посредника для максимального количества людей при минимальных усилиях. Но также агенты влияют друг на друга, выгодные связи закрепляются, невыгодные разрываются. И в конце концов, по наблюдениям за моделями, устанавливается такое равновесие, при котором участники уже не хотят что-то менять — оптимальный баланс. При нем сеть имеет диаметр, равный шести, независимо от размеров системы.

В итоге, по расчетам ученых, во всех возможных сетях все участники оказывались связаны друг с другом через шесть виртуальных рукопожатий, что подтверждает старую теорию простыми математическими правилами.