Читатели журнала и сайта «Вокруг света» наверняка обращали внимание на статьи, посвященные бабочкам, паукам, растениям и другим скромным, порой даже трудно заметным, но интереснейшим творениям природы. Практически все такие материалы сопровождают фотографии, на которых крупным планом запечатлены герои повествования. Рассматривая их, словно попадаешь в иной мир, ощущаешь себя героем фантастического романа. Как же фотографам удается создать столь подробные работы? И может ли любитель сделать нечто подобное?

Фото №1 - Свет, цвет, движение: секреты макросъемки

Снаряжение для макрофотоохоты

С перечисленных выше вопросов, как правило, нередко начинается погружение в удивительный мир макросъемки. Строго говоря, макросъемкой называется вид фото или видеосъемки небольших объектов в масштабе 1:1. К примеру, проекция 5-миллиметрового жука на матрице или фотопленке будет занимать 5 миллиметров. Однако зачастую под макросъемкой понимают крупные планы мелких предметов или животных.

Фото №2 - Свет, цвет, движение: секреты макросъемки

Чтобы запечатлеть на снимке каплю росы или сидящего на цветке паучка, необходимо специальное оборудование, для подробного описания которого понадобилась бы большая отдельная статья или даже книга. Если не вдаваться в детали, то стоить отметить несколько самых важных инструментов. Пожалуй, главные — макрообъективы. Большинство производителей выпускает модели с фокусным расстоянием 50 и 100 мм. Также известны объективы с фокусным расстоянием 90, 150, 200 мм. У каждого из них свои особенности. К примеру, компактные «полтинники» удобны для путешествий налегке, но с ними сложнее приблизиться к пугливым насекомым. А вот объектив, фокусное расстояние которого составляет более 100 мм, позволит снимать осторожную живность с более дальних расстояний. В общем, выбор объектива зависит от творческих задач и финансовых возможностей фотографа.

Стоит признать: хорошая оптика стоит немалых денег. Что же делать, если хочется попробовать заняться макросъемкой, но не хочется пока вкладываться в дорогое «стекло»? Тут на помощь могут придти специальные оптические насадки или макрокольца.

Фото №3 - Свет, цвет, движение: секреты макросъемки

Для получения качественных фотографий также понадобится штатив, позволяющий снимать с низкой точки. Ведь при макросъемке часто не хватает света, а значит, велик риск дрогнуть, пошевелиться и тем самым безнадежно испортить снимок. Кроме того, штатив дисциплинирует, приучает тщательно выстраивать кадр.

Проблему нехватки света решает вспышка. Для макросъемки используют специальные вспышки, крепящиеся на объектив. Они полезны при фотографировании динамичных сюжетов, подвижных и быстрых героев. Кроме того, прибегнув к вспышке, можно получить красивые кадры с благородным черным фоном. Дело в том, что ее импульс, направленный на объект съемки, рассеивается, не освещает задний план, отчего последний будто «проваливается» в темноту. 

Наряду с названными инструментами при макросъемке используются фоны, светорассеиватели, дополнительные вспышки, держатели для растений и множество других приспособлений. Случается, что для получения снимка какого-нибудь жука, фотограф сооружает на природе настоящую фотостудию, придумывает всевозможные ухищрения. Подробные их описания есть в литературе и на многочисленных интернет-ресурсах. Но для любительской съемки вполне достаточно компактного фотоаппарата с так называемым цветочным режимом или простой зеркалки с  макрообъективом или макрокольцами.    

Знания — сила

Впрочем, даже лучшая и самая дорогая фототехника будет просто бесполезна без знаний. Поэтому, прежде чем отправиться на фотоохоту, полезно познакомиться, хотя бы в общих чертах, с миром животных и растений. Еще лучше, если фотограф определил, кого или что собирается снимать, и собрал информацию об объекте съемки. 

Фото №4 - Свет, цвет, движение: секреты макросъемки

Макрофотоохотнику полезно знать поведение насекомых, уметь подкрадываться к ним. Например, к стрекозам, шмелям, бабочкам лучше подбираться утром или вечером, когда они малоподвижны. Тем более, что в это время насекомые бывают покрыты росой, что смотрится на снимке весьма эффектно. К сожалению, в утренние и закатные часы мало света. Вот тут-то и пригодится штатив!

К некоторым жукам не составит труда подобраться и в разгар дня. Они не торопятся улетать, даже если взять их в руки. Таковы крупные усачи, ложнослоники. Последние вообще могут подолгу сидеть на коре дерева, не шелохнувшись, и никак не реагировать на присутствие человека. Некоторые фотографы, снимая их, даже прибегают к фокус-стекингу (техника, при которой делается серия кадров с последовательным смещением фокуса с одной точки на другую с последующим их объединением в графическом редакторе).

При фотографировании двукрылых (мух, ктырей) следует двигаться медленно. Ученые выяснили, что быстрые, резкие движения они воспринимают как медленные, вялые. Вот почему бывает так трудно убить муху! 

Чтобы снимки не были похожими один на другой, полезно экспериментировать, искать сюжеты в жизни природы. К их числу, несомненно, относятся такие явления, как метаморфозы, откладывание яиц, строительство гнезд, охота, спаривание. К примеру, в начале лета можно выбрать жаркий день и пойти на берег водоема. В это время высока вероятность увидеть, как из воды выползают личинки стрекоз и превращаются во взрослых особей. Учитывая, что это явление массовое,  есть шанс сделать не одну удачных сотню кадров. 

Если лето пролетело — не стоит отчаиваться. Осенью можно увидеть большие скопления божьих коровок на скалах и домах, паутинки с желтой листвой, а зимой в оттепель следует попробовать поискать на снегу пауков или снежных комариков. Помимо насекомых, в холодное время года можно потренироваться на снежинках и узорах из инея.

Фото №5 - Свет, цвет, движение: секреты макросъемки

Самая серьезная проблема при макросъемке — получение резкого изображения, ибо глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) при ней ничтожна. Именно поэтому важно правильно выбрать ракурс, выставить значение диафрагмы. Как известно, чем оно больше, тем больше ГРИП. Но тут важно не переборщить — чрезмерно зажав диафрагму, легко  испортить изображение.

Дополнительные сложности для макрофотографа создает ветер. Любое, даже легкое его дуновение — и травинка, на которую ты так долго тщательно фокусировался, исчезает из поля зрения или получается на снимке размазанной. Вот еще почему самым продуктивным временем для макрофотографии считается ранее утро или вечер, когда нет или почти нет ветра. 

Наконец, не менее важная проблема — задний план. Пестрый, бросающийся в глаза фон отвлекает внимание зрителя от насекомого или цветка. Поэтому многие макрофотоохотники носят с собой ножницы и цветную бумагу. Ножницами можно удалить мешающие травинки, создать нужный фон, а иногда таковым служит большой лист цветной бумаги, подобранный и подложенный в соответствии со вкусом и замыслом фотографа.

Фото автора