Сверхсенсор: ученые создали самый чувствительный аналог кожи человека

Оживить искусственный орган помогли микроволоски

17 мая 2022
Сверхсенсор: ученые создали самый чувствительный аналог кожи человека
Sergejs Rahunoks

Кожа — самый большой орган тела — играет ключевую роль в осязании человека. Создание ее искусственного аналога изначально выглядело почти невыполнимой задачей. Но недавно ученым удалось разработать прототип сверхчувствительной электронной кожи (e-skin).

Ранние аналоги представляли собой тонкий материал, оснащенный электронными датчиками. Однако такая кожа могла воспринимать немного видов ощущений: прикосновение, давление, температуру, иногда боль.

Исследователи из Хемницкого технологического университета и Института исследований твердого тела и материалов им. Лейбница в Дрездене разработали электронную кожу, содержащую датчик нового типа, который делает ее более чувствительной к прикосновениям. Прорыв произошел благодаря имитации важного, но неочевидного фактора осязания — крошечных волосков на коже.

Для этого ученые встроили в эластомерный материал мельчайшие волоски с подкожными корнями. Каждый из этих корней окружен магнитным датчиком, позволяющим отслеживать его положение в режиме реального времени. Таким образом, матрица датчиков может регистрировать не только само прикосновение, но и его направление.

Новая разработка может позволить повысить чувствительность протезов у пациентов, есть потенциал ее использования в трансплантологии, а также для «оживления» роботов.

Ранее портал «Вокруг света» рассказывал, почему мы иногда покрываемся «гусиной кожей».

Оригинал статьи опубликован в издании New Atlas.