Средство от глобального потепления нашли в желудке кенгурят. Осталось накормить этим коров

Найден необычный способ избавиться от выбросов метана в атмосферу

25 февраля 2023
Alba Boix / Alamy

Исследователи из Университета штата Вашингтон (США) научились подавлять метан в желудках коров, а это один из основных источников парниковых газов в атмосфере. Ученые использовали для этого микробную культуру из фекалий детенышей кенгуру.

Метан нагревает атмосферу в 30 раз сильнее, чем углекислый газ. При этом более половины всего выбрасываемого метана исходит от сельскохозяйственной отрасли, и самый значительный вклад вносят жвачные животные. Пока потребители не готовы отказываться от молока и красного мяса, ученые ищут способы смягчить последствия для окружающей среды.

Исследователи уже пробовали менять рацион скота, давать им химические ингибиторы и даже попытались разработать специальную вакцину, однако бактерии, вырабатывающие метан, имеют множество разновидностей по всему миру. Кроме того, они вскоре становились устойчивыми ко всем веществам.

В поисках веществ, который могли бы победить бактерии, продуцирующие метан, ученые обнаружили, что у кенгуру в передней кишке есть микроорганизмы, которые производят вместо метана уксусную кислоту. Этот процесс происходит только у детенышей кенгуру, но не у взрослых. Конкретные бактерии, отвечающие за него, биологи выделить не смогли. Поэтому решено было взять из фекалий малышей-кенгуру целую микробную культуру.

Ее испытали на искусственном коровьем желудке: ученые добавили культуру и ингибитор метана в симулятор. Уксуснокислые бактерии смогли в течение нескольких месяцев заменить метанообразующие микробы. В итоге вместо метана образовывалась уксусная кислота.

Специалисты отмечают, что этот метод не только безвреден, но и приносит пользу, так как уксусная кислота способствует росту мышц у коров. Кроме того, процесс образования метана требует немалых усилий — на это уходит 10% всей энергии животных.

Полученную культуру считают очень перспективной для борьбы с выбросами метана в животноводстве. Если метод примут на вооружение, на практике это будет выглядеть как периодическое подавление выработки метана с помощью культуры детенышей кенгуру.