Археологи назвали время и место, где человек впервые подоил корову

Союз человека и животного впервые был заключен в суровой пустынной местности

19 мая 2022
Археологи назвали время и место, где человек впервые подоил корову
Legion Media

Польские археологи несколько десятилетий проводили раскопки на территории Судана, где некогда располагалась столица средневекового царства Макурия. Исследователи назвали этот район «великим африканским перекрестком» — здесь скрещивались пути миграций животных и людей между пустыней и плодородными почвами Нила.

На этой границе пустынных и пахотных земель археологи нашли окаменелости, возраст которых превышал возраст многих цивилизаций.

Так, древние жители Восточной Африки уже знали о керамике, делали жернова из камня для помола зерна. По этим признакам эти поселения можно отнести к раннему неолиту. Также в те времена люди промышляли охотой в саванне, и, судя по всему, стали впервые одомашнивать крупный рогатый скот.

Открытие стало неожиданностью. В науке господствует мнение, что современные виды домашних коров произошли от диких быков, которые обитали около 10 тысяч лет назад на территории нынешних Турции и Ирака. Считалось, что дикий предок современной буренки попал на Черный континент в VI–V тысячелетиях до нашей эры.

Предположения о том, что африканский скот был одомашнен в районе Восточной Сахары, высказывали и раньше. Развитию тесных отношений между человеком и туром способствовала пустынная экосистема, с древнейших времен люди следовали за этими животными.

Но доказательств этому не было, пока на одной из древнейших стоянок исследователи не обнаружили останки одомашненного крупного рогатого скота. Возраст находки — около 10 тысяч лет, окаменелости нашли среди костей диких животных.

Ученые еще ждут результатов датирования образцов. Но пока все говорит о том, что кости старше всех найденных ранее. Это означает, что люди делали своими помощниками в хозяйстве местных животных, а не приведенных из других регионов.