Хорошо известно, что на когнитивные способности человека может существенно влиять присутствие других людей — на публике мы, зачастую неосознанно, обращаем внимание, смотрит на нас кто-то или нет, и в зависимости от этого можем «поумнеть» или, наоборот, «поглупеть». До сих пор считалось, что это чисто человеческая черта, однако, как выяснили исследователи из Университета Киото (Япония), аналогичный эффект можно наблюдать и у шимпанзе.
На протяжении шести лет ученые, статья которых в журнале iScience, записывали на видео, как шесть шимпанзе, в присутствии разной по количеству и составу аудитории, выполняют на сенсорном экране три задания, связанные с числами. Задания различались по сложности и когнитивной нагрузке.
Проанализировав тысячи сделанных записей, исследователи заметили, что шимпанзе лучше справлялись с самым сложным заданием при максимальном количестве наблюдающих за ними экспериментаторов и других знакомых им людей. И наоборот, присутствие многочисленной публики заставляло обезьян почему-то хуже выполнять самое простое задание.
«Мы были очень удивлены, обнаружив, что шимпанзе при выполнении заданий подвержены влиянию зрителей, причем не своих сородичей, а людей, — один из авторов исследования Кристен Лин. — Можно было бы скорее ожидать, что шимпанзе не будут особо беспокоиться о том, наблюдают ли за ними при выполнении заданий другие особи, или нет. Но тот факт, что на них явно влияет присутствие людей, говорит о том, что все сложнее, чем мы изначально предполагали».
Ученым пока неясно, какие именно механизмы лежат в основе «эффекта публики», и рассчитывают, что дальнейшие исследования с участием приматов помогут выяснить, как и почему эта черта появилась у человека. А ранее ученые обнаружили еще одну особенность шимпанзе, которая роднит их с людьми.
