Скалятся и шипят: как в Новосибирске вывели агрессивных лис и зачем это нужно ученым

Масштабный эксперимент с дикими животными длится уже больше полувека

21 августа 2022
Guillermo Avello / Alamy

Витамин А может сделать животных мирными, но при повышении дозировки звери буквально «бесятся». К такому выводу пришли ученые из Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук.

Большой эксперимент по одомашниванию лис проходит в Новосибирске уже больше полувека, это, кстати, один из самых длинных опытов в истории науки.

Изучая природу звериной «жестокости» и «доброты», сибирские ученые хотят прояснить темные места в эволюции человека. Так, академик Дмитрий Беляев предполагал, что люди — это вид, который самостоятельно прошел отбор на пониженную агрессию к своим сородичам и стал цивилизованным.

За несколько десятилетий ученым удалось вывести уже около 750 особей: 500 самок и 250 самцов.

Одомашненные лисы по сравнению со своими дикими родственниками отличаются благодушным нравом, они могут спокойно сидеть на руках даже у незнакомых людей, с удовольствием могут дать себя погладить. Однако в уличных вольерах живут их «антиподы», которые при виде человека скалятся и шипят — в общем, ведут себя так, как им и положено в дикой природе.

Миролюбивых лисиц удалось вывести с помощью селекции: ученые целенаправленно отбирали только тех животных, которые не проявляли к человеку никакой агрессии.

Чтобы повысить уровень дружелюбности, животным вводили большое количество витамина А — предшественника ретиноидной кислоты. Последнее вещество меняет нейрогенез — процесс образования новых нервных клеток в ЦНС.

Ранее у крыс, когда им дали витамин А, улучшилось социальное взаимодействие, повысилось количество внутривидовых контактов. У диких лисиц случилось то же самое.

Юрий Гербек

«А вот домашние лисицы стали менее дружелюбными. Но впоследствии оказалось, что мы слишком много дали им витамина А. У них случился обратный эффект».

Сибирские биологи связали результаты исследования с влиянием гормона окситоцина. Оказалось, что при умеренных дозах витамина А окситоцин, который отвечает за эмоциональную привязанность, начинал повышаться, но при передозировке происходил обратный эффект. Кроме того, избыток витамина А грозит отравлением.

Ученые считают, что структура мозга у человека и лисы похожа. Результаты эксперимента помогут ученым больше понять, как формируется дружелюбное или агрессивное поведение у человека при психических расстройствах, например, шизофрении.

По материалам NEWS.ru.