Что чувствует человек, который прилетел на Землю из космоса? На этот вопрос недавно ответил подписчикам бортинженер МКС-70, 131-й космонавт России (и СССР) Константин Борисов. Он описал свои еще свежие ощущения от первого приводнения в корабле Crew Dragon, который доставил россиянина вместе с тремя коллегами прямиком в Атлантический океан недалеко от побережья Флориды.
Если вкратце, Константин, «это какой-то сплав из обезвоживания, вестибулярных расстройств и целого букета новых впечатлений, которые наваливаются на твою нервную систему как снежный ком».
Первое чувство, которое включилось у космонавта на Земле после 199 суток на орбите, это обоняние. Уроженец Смоленска Борисов почувствовал запах моря.
Второе, что запомнил россиянин, это много улыбок вокруг: четырех вернувшихся из космоса людей сразу окружили внимательные и сопереживающие специалисты.
Третьим чувством стал холод. Комната, куда участников миссии повезли снимать скафандры, оказалась очень холодной. Космонавты испытали некоторый температурный дискомфорт уже в корабле, когда помещение внутри охладили с +28 °С до +22 °С для подготовки ко входу в атмосферу. «Мне стало тепло только через 12 часов после посадки, когда я лёг в кровать и накрылся двумя одеялами», — вспоминает Константин Борисов.
Четвертое — это жажда и огромная усталость. Пить, по словам Борисова, хочется так, «как будто ты только что переплыл Гибралтар, потом сдал украдкой две порции цельной крови в донорском центре (вместо разрешенной одной), и все это время не пил никакой жидкости».
Сильнейшая жажда продолжалась три дня, только потом она немного отпустила. Отметим, что космонавт не просто так упомянул длительный заплыв, Борисов в июле 2018 года вплавь пересек Гибралтарский пролив, преодолев без остановки 15 километров от Испании до Марокко за 3 часа 45 минут, в его краткой биографии на сайте Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.
Но больше всего неприятностей на Земле от вестибулярной «неустойчивости», замечает космонавт. Стоит наклонить или слегка повернуть голову, или даже просто перевести взгляд с одного предмета на другой, как мир вокруг «плывет». Бороться с этим укачиванием можно только одним путем — зафиксировать голову на несколько минут.
Впрочем, описанные эффекты длятся не очень долго, рассказывает Борисов. Уже через три дня «душ не кажется чем-то волшебно необычным, а космический полет вспоминается как очень подробный и интересный сон, который ты недавно досмотрел».
Другие статьи и новости о людях, побывавших в космосе, читайте по тегу #космонавтика на Vokrugsveta.ru.
