Сильнее, чем слоновьи моляры: как люди 3 млн лет назад придумали себе «дополнительные зубы»

Разделать гиппопотама — непростая задача, но предки нашли решение

13 февраля 2023
Кости гиппопотамов и антилоп со следами порезов и ударов каменным инструментом
Science

В Кении, на берегах озера Виктория, большой международной группой археологов, палеоантропологов и других специалистов было найдено огромное захоронение примитивных каменных орудий, возраст которых насчитывает почти три миллиона лет.

Это самые древние из обнаруженных до сих пор артефактов такого рода, однако кто именно являлся их автором, ученым пока неясно. Не исключено, что это дело рук парантропов — вымерших потомков австралопитеков, «двоюродных братьев» рода Homo. Статья ученых опубликована в журнале Science.

Всего в раскопе Ньяянга было обнаружено 330 каменных орудий — топоров, скребков, чопперов, нуклеусов, — сделанных по так называемой олдувайской технологии, когда, чтобы получить острый край, камень раскалывали пополам.

Рик Поттс

«С такими инструментами вы могли дробить с большей силой, чем слоновьи моляры* и резать лучше, чем львиные клыки».

«Благодаря каменным орудиям у наших предков в африканской саванне как будто появился новый, дополнительный, находящийся вне тела набор зубов, что сделало их рацион гораздо более разнообразным», — объясняет Рик Поттс.

Это подтверждается другими находками — кроме каменных топоров, в раскопе нашли почти две тысячи окаменевших костей животных, в том числе останки, по меньшей мере, трех гиппопотамов, а также кости антилоп.

Science

На костях этих животных имеются явные следы того, что мясо с них срезали с помощью каменных скребков, а костный мозг добывали, раздрабливая кости каменными топорами. Как отмечают исследователи, это самое раннее свидетельство того, что наши далекие предки, задолго до того, как начали использовать огонь, питались сырым мясом крупных животных.

Что касается того, кем именно были жившие три миллиона лет тому назад изготовители каменных орудий, то тут ученые пока в тупике. Во всяком случае, это были не предки современных людей.

Тот факт, что в раскопе, рядом с костями животных, были найдены два коренных зуба, принадлежащих парантропу, заставил специалистов предположить, что искусством изготовления и использования каменных орудий обладали не только представители рода Homo, но и их дальние родственники, обладавшие массивными челюстями и сравнительно маленьким мозгом.

* Коренные зубы