Съедает жертву изнутри: чем необычен новый вид хищных ос-паразитов из Перу?

Крошечные насекомые напомнили энтомологам пришельцев с других планет

17 октября 2023
Съедает жертву изнутри: чем необычен новый вид хищных ос-паразитов из Перу?

Kari Kaunisto via NY Post

В ходе экспедиции во влажные тропические леса Амазонии ученые из Университета штата Юта (США) открыли прежде неизвестный вид хищных ос-паразитов. Открытие было сделано в Национальном парке Айапауайо-Мишана на территории Перу. Результаты исследования опубликованы в журнале ZooKeys.

Отловленная исследователями взрослая самка Capitojoppa amazonica (такое латинское наименование получил новый вид) выглядит, как инопланетный пришелец: ее тело достигает в длину 1,7 сантиметра, у нее гигантская голова странной формы и огромный яйцеклад — трубчатый орган с острием на конце, с помощью которого оса протыкает жертву, убивая ее, и откладывает в ее тело единственное яйцо. Жертвами Capitojoppa amazonica становятся гусеницы, жуки и пауки.

Спустя несколько дней из яйца появляется личинка, которая постепенно съедает «хозяина» изнутри, развиваясь в его теле и со временем превращаясь во взрослую осу.

Но питание мертвецами — не единственный пример жутковатого поведения Capitojoppa amazonica. После того, как оса пронзит свою жертву яйцекладом, она высасывает из раны гемолимфу — аналог крови, жидкость, циркулирующая в организме насекомых. Иногда осы убивают жертву яйцекладом и высасывают ее кровь, не откладывая яйцо — они это делают, чтобы получить питательные вещества, нужные для созревания яйца внутри их организма.

Кто знает, может быть, эту жуткую осу встретят и участники экспедиции к настоящему истоку Амазонки — их путешествие призвано доказать, какая река самая длинная.